Исторические инструменты
Прием на программы ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Сольное исполнительство на исторических инструментах) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Клавишные инструменты – клавесин, фортепиано, хаммерклавир.
Струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель.
Духовые инструменты – флейта, гобой, кларнет, исторический кларнет, барочная труба
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
1. Исполнение концертной программы;
2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы. При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗа). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Примерная проблематика вопросов к 3 разделу и литература для самоподготовки (скачать PDF)
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5
баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
|
4
балла
хорошо
|
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
|
3
балла
удовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
|
2
балла
неудовлетворительно
|
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
|
1
балл
неудовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
|
Общие требования к составлению и исполнению программы
Исполняемая абитуриентом программа должна включать в себя произведения разных стилей, направлений, эпох, жанров, по одному из всех указанных разделов по каждой специальности. Произведения должны исполняться на аутентичных инструментах настроенных в исторических строях. Программа на исторических инструментах может исполняться по нотам. Произведения эпохи барокко и классицизма должны исполняться на историческом инструменты в строе 415 Hz (барокко) или 430 Hz (классицизм).
Клавишные инструменты – клавесин, фортепиано, хаммерклавир.
Барочная специальность:
1. Полифоническое произведение XVII-XVIII веков;
2. Произведение XVII-XVIII веков итальянской школы в форме токкаты или ричеркара или сонаты;
3. Три пьесы или три части циклической формы представителя французской школы периода от Луи Куперена до Жака Дюфли, Мишеля Коретта и их современников;
4. Произведение на выбор (для клавесина - английское, нидерландское, австрийское, немецкое, или произведение для хаммерклавира периода классицизма).
Примерные программы:
Вариант 1: И.С.Бах – Хроматическая фантазия и фуга; Фрескобальди – Токката №2 и 1-й книги; Форкре – La Rameau, La Leon, Jupiter; Свелинк – Вариации на тему песни «Моя короткая жизнь скоро закончится».
Вариант 2: И.С. Бах – Прелюдия и фуга из ХТК 1-й тома соль диез минор; Ал.Скарлатти – Токката in d; Куперен – Алеменда, Куранта и Жига из сюиты ре минор; Дж.Булл – «Королевская охота».
Смешанная специальность:
На современном инструменте:
1. Одну или две части инструментального концерта не ранее 1800 года;
2. Виртуозную пьесу на выбор XIX-XX веков.
На историческом инструменте:
1. Полифоническое произведение XVII-XVIII веков;
2. Произведение на выбор до 1800 года (на инструменте, соответствующему времени сочинения – клавесин либо хаммерклавир).
Примерные программы:
Вариант 1: И.С.Бах – Фантазия и фуга ля минор (клавесин); Гайдн – Соната №20 до минор (хаммерклавир); Прокофьев – Концерт № 1; Барток – «На вольном воздухе»
Вариант 2: И.С. Бах – Прелюдия и фуга из ХТК 2-й том, ми мажор (клавесин); Д. Скарлатти – Две сонаты до минор и до мажор (клавесин); Шопен – Концерт №1 1-я часть; Балакирев – «Исламей».
Струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель.
На исторических инструментах:
Требования к программе:
1. Произведения для струнного инструмента соло: И-С Бах, Телеман, Габриэли, Бассано и др.
2. Соната для струнного инструмента и бассо-континуо итальянских композиторов, родившихся дл 1750г. Вивальди, Джеминиани, Локателли, Бокеринни идр.
3. Сонаты для струнного инструмента и бассо-континуо немецких композиторов, родившихся до 1750г. И-С Бах, К-Ф-Э Бах, Бибер, Телеман и др.
4. Сонаты для струнных инструментов французских композиторов, родившихся до 1750 г. Леклер, Дюпор, Монданвиль, Маре и др.
Смешанная специальность:
Требования к программе:
1. 1-я часть или 2-3 чч. романтического концерта 20в. (Дворжак, Шуман, Прокофьев, Шостакович, Барток, Сибелиус и др.)
2. Концертная пьеса (Венявский, Чайковский, Сарасате, Прокофьев, Мессиан и др.)
3. Произведения для струнного инструмента соло (историческое исполнительство). И-С Бах, Телеман, Габриэли, Бассано и др.
4. Соната для струнного инструмента (историческое исполнительство) и бассо-континуо (клавесин или виолончель) композиторов 17-18вв., родившихся до 1750г. Вивальди, Гендель, Леклер, Джеминиани, Боккерини, Бибер и др.
Примерная программа для смешанной специальности:
Чайковский – Концерт 1ч.; Равель – Цыганка; И-С Бах – Чакона (на историческом инструменте); Джеминиани – Соната для скрипки и basso continuo (на историческом инструменте).
Пример программы на историческом струнном инструменте (виолончель):
И-С Бах – Прелюдия и сарабанда из сюиты для виолончели соло; Джеминиани – Соната для виолончели и бассо-континуо; Дюпор – Соната для виолончели и бассо-континуо; Телеман – Соната для виолончели и basso continuo.
Духовые инструменты – флейта
Барочная специальность:
1. Сочинения для инструмента соло (целиком или минимум 2 части) (И. С. Бах, К. Ф. Э. Бах, Телеман, Буамортье, Оттетер);
2. Соната, сюита или вариационная форма представителя итальянской школы (Корелли, Джеминиани, Локателли, Вивальди и др.);
3. Соната или сюита представителя французской школы (Куперен, Оттетер, Де ля Барр, Дорнель, Леклер, Буамортье, Блаве и др.);
4. Произведение на выбор (английское, нидерландское, австрийское, немецкое, русское барокко и произведения периода классицизма, возможно в сопровождении клавесина и хаммерклавира).
Примерные программы:
Вариант 1: И.С.Бах – Алеманда и Куранта из партиты для флейты соло ля минор; Джеминиани – Вариации на тему песни Генри Пёрсела; Блаве – Соната № 6; Березовский – Соната (флейтовая версия скрипичной сонаты)
Вариант 2: Буамортье – Сюита для флейты соло № 1 ми минор; Корелли – Фолия Op.5 № 12; Де ля Барр – Сюита №5 из первой тетради ре минор; Кирнбергер – Соната соль мажор.
Смешанная специальность:
На современном инструменте:
1. Одна или две части инструментального концерта не ранее классического периода (возможно исполнение концерта К. Ф. Э. Баха);
2. Пьеса XIX-XX веков на выбор (8-12 мин.) – допускаются транскрипции и переложения.
На историческом инструменте:
1. Соната или сюита представителя французской школы XVIII века (Оттетер, Де ля Барр, Дорнель, Леклер, Буамортье, Блаве и др.);
2. Произведение на выбор (английское, нидерландское, австрийское, немецкое, русское барокко и произведения периода классицизма, возможно в сопровождении клавесина и хаммерклавира) – возможно исполнение только 2-х частей.
Примерные программы:
Вариант 1: Современный инструмент (К.Ф.Э. Бах – Концерт для флейты с оркестром ре минор, 2,3 части; Жоливе – «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано); Старинный инструмент (Леклер – Соната ми минор Ор.9 № 2; Гендель – Соната ми минор Op.1 № 1).
Вариант 2: Современный инструмент (Ибер – Концерт для флейты с оркестром; 2,3 части; Таффанель – Фантазия на темы оперы Вебера «Вольный стрелок» для флейты и фортепиано); Старинный инструмент (Оттетер – Сюита ре мажор Ор.2 № 1; Телеман – Методическая соната № 3).
Духовые инструменты – гобой
Барочная специальность:
1. Одна из сольных фантазий Телемана (в оригинале для флейты, допускается транспонирование сочинений);
1. Соната или сюита французского стиля (Оттетер, Филидор) или один из Королевских концертов Ф. Куперена;
1. Соната немецкого или итальянского композитора или концерт эпохи барокко в сопровождении клавесина или классический концерт в сопровождении хаммерклавира.
Произведения должны исполняться на историческом инструменты в строе 415 Hz (барокко) или 430 Hz (классицизм). Произведения могут исполняться по нотам.
Примерные программы:
Вариант 1: Телеман – Фантазия соло № 12; Куперен – Королевский концерт № 2; Марчелло – Концерт для гобоя и струнных ре минор.
Вариант 2: Телеман – Фантазия соло № 6; Филидор – Сюита ре минор; Чимароза – Концерт для гобоя с оркестром до мажор.
Смешанная специальность:
1. Две или одна часть концерта не ранее классического периода;
2. Соната французского композитора 20 века (Пуленк, Дютийе, Сен-Санс, Санкан).
На современном инструменте произведения должны исполняться наизусть. На историческом инструменте предлагается исполнить - см. пп. 1-2 раздела «Барочная специальность».
Примерные программы:
Вариант 1: Современный гобой (Беллини – Концерт для гобоя с оркестром; Пуленк – Соната); Барочный гобой (Телеман – Фантазия соло № 6; Филидор Сюита ре минор).
Вариант 2: Современный гобой (Штраус – Концерт для гобоя с оркестром; Дютийе – Соната); Барочный гобой (Телеман – Фантазия соло № 12; Куперен – Королевский концерт № 2).
Духовые инструменты – кларнет, исторический кларнет
На современном инструменте:
1. Произведение для кларнета (или бас-кларнета) соло второй половины ХХ века (Булез, Донатони, Денисов, Берио, Штокхаузен, Жорель, Штауд и др.);
2. Концерт для кларнета с оркестром на выбор, написанный в ХХ-XXI веке (Франсе, Нильсен, Тансман, Хартман, Линдберг и др.).
На историческом инструменте предлагается исполнить произведение крупной формы, исполненное на историческом кларнете (возможно и на бассетгорне), написанное до второй половины 19-ого века (Вебер, Берхальтер, Девьен, Бакофен, Моцарт, Стамиц и др.).
Примерные программы:
Вариант 1: Булез – Domaines для кларнета соло; Хартманн – Камерный концерт для кларнета с оркестром; Исторический кларнет: Девьен – Соната для кларнета и клавира №1
Вариант 2: Донатони – Clair I, II для кларнета соло; Тансман – Концерт для кларнета с оркестром; Исторический кларнет: Вебер – Большой концертный дуэт для кларнета и клавира ор.48
Вариант 3: Штокхаузен – Im Freundschaft для кларнета соло; Нильсен – Концерт для кларнета с оркестром ор.57; Исторический кларнет: Моцарт – Концерт для кларнета с оркестром K.622
Вариант 4: Берио – Секвенция IX для кларнета соло; Линдберг – Концерт для кларнета с оркестром; Бассетгорн: Бакофен – Вариации для бассетгорна с оркестром.
Духовые инструменты – барочная труба
Барочная специальность:
1. Концерт композитора эпохи барокко для трубы, струнных и basso continuo, одна-две части (Бах, Гендель, Телеман, Торелли, Фаш и др.);
2. Соната представителя итальянской или немецкой школы (Фантини, Бибер и др.);
3. Произведение solo (Этюд из «Школ игры на трубе» Дюверне, Каччиамани, Крессер);
4. Произведение по выбору (барокко или ранний классицизм). Возможно исполнение ансамблевой музыки.
Примеры программ:
Вариант 1: Телеман – Концерт D-dur для трубы, струнных и basso continuo, ( I и II часть); Бибер – Соната № 4; Произведение solo (Дюверне – Этюд из «Школы игры на трубе»); Гендель – «Музыка на воде» сюита для барочной трубы.
Вариант 2: Гендель – Сюита D-dur для трубы, струнных и basso continuo; Фантини – Соната № 1; 3; Дюверне – Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне; Готфрид Фингер – Соната.
Смешанная специальность:
На современном инструменте:
1. Одна или две части инструментального концерта романтического периода;
2. Виртуозная пьеса на выбор (фантазии, вариации и др.).
На барочном инструменте:
3. Соната, сюита или концерт (одна-две части) представителя итальянской, английской или немецкой школы (Фантини, Гендель, Бибер и др.);
4. Произведение solo (Этюд из «Школ игры на трубе» Дюверне, Каччиамани, Крессер).
Примеры программ:
Вариант 1: Современный инструмент (Концерт e-moll О. Бёме; Фантазия- Каприччио Э.Тронье); Барочная труба (Бибер – Соната № 4); Произведение solo (Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне);
Вариант 2: Современный инструмент (Концерт E-dur – И.Н.Гуммель; “Славянская фантазия” К. Хёне); Барочная труба (Соната № 1; 3 Дж. Фантини); Произведение solo (Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне).