Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Исторические инструменты

Прием на программы ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Сольное исполнительство на исторических инструментах) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».

Клавишные инструменты клавесин, фортепиано, хаммерклавир.

Струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель.

Духовые инструменты – флейта, гобой, кларнет, исторический кларнет, барочная труба

Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:

1.     Исполнение концертной программы;

2.     Коллоквиум (собеседование).

1. Исполнение концертной программы. При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.

Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:

1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).

2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.

3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.

4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.

5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.

2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.

Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.

Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗа). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.

Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.

Поступающий должен:

– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

Примерная проблематика вопросов к 3 разделу и литература для самоподготовки (скачать PDF)

Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.

Критерии оценки ответа:

5

баллов

отлично

Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.

 4

балла

хорошо

Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.

3

балла

удовлетворительно

Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.

2

балла

неудовлетворительно

Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.

1

балл

неудовлетворительно

Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.

 

Общие требования к составлению и исполнению программы

 

Исполняемая абитуриентом программа должна включать в себя произведения разных стилей, направлений, эпох, жанров, по одному из всех указанных разделов по каждой специальности. Произведения должны исполняться на аутентичных инструментах настроенных в исторических строях. Программа на исторических инструментах может исполняться по нотам. Произведения эпохи барокко и классицизма должны исполняться на историческом инструменты в строе 415 Hz (барокко) или 430 Hz (классицизм).

 

Клавишные инструменты – клавесин, фортепиано, хаммерклавир.


Барочная специальность:

1.   Полифоническое произведение XVII-XVIII веков;

2.   Произведение XVII-XVIII веков итальянской школы в форме токкаты или ричеркара или сонаты;

3.   Три пьесы или три части циклической формы представителя французской школы периода от Луи Куперена до Жака Дюфли, Мишеля Коретта и их современников;

4.   Произведение на выбор (для клавесина - английское, нидерландское, австрийское, немецкое, или произведение для хаммерклавира периода классицизма).

 

Примерные программы:

Вариант 1: И.С.Бах – Хроматическая фантазия и фуга; Фрескобальди – Токката №2 и 1-й книги; Форкре – La Rameau, La Leon, Jupiter; Свелинк – Вариации на тему песни «Моя короткая жизнь скоро закончится».

Вариант 2: И.С. Бах – Прелюдия и фуга из ХТК 1-й тома соль диез минор; Ал.Скарлатти – Токката in d; Куперен – Алеменда, Куранта и Жига из сюиты ре минор; Дж.Булл – «Королевская охота».

 

Смешанная специальность:

На современном инструменте:
1. Одну или две части инструментального концерта не ранее 1800 года;
2. Виртуозную пьесу на выбор XIX-XX веков.

На историческом инструменте:
1. Полифоническое произведение XVII-XVIII веков;
2. Произведение на выбор до 1800 года (на инструменте, соответствующему времени сочинения – клавесин либо хаммерклавир).

Примерные программы:

Вариант 1: И.С.Бах – Фантазия и фуга ля минор (клавесин); Гайдн – Соната №20 до минор (хаммерклавир); Прокофьев – Концерт № 1; Барток – «На вольном воздухе»

Вариант 2: И.С. Бах – Прелюдия и фуга из ХТК 2-й том, ми мажор (клавесин); Д. Скарлатти – Две сонаты до минор и до мажор (клавесин); Шопен – Концерт №1 1-я часть; Балакирев – «Исламей».

 

Струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель.

На исторических инструментах:

Требования к программе:

1.   Произведения для струнного инструмента соло: И-С Бах, Телеман, Габриэли, Бассано и др.

2.   Соната для струнного инструмента и бассо-континуо итальянских композиторов, родившихся дл 1750г. Вивальди, Джеминиани, Локателли, Бокеринни идр.

3.   Сонаты для струнного инструмента и бассо-континуо немецких композиторов, родившихся до 1750г. И-С Бах, К-Ф-Э Бах, Бибер, Телеман и др.

4.   Сонаты для струнных инструментов французских композиторов, родившихся до 1750 г. Леклер, Дюпор, Монданвиль, Маре и др.

Смешанная специальность:

Требования к программе:

1.   1-я часть или 2-3 чч. романтического концерта 20в. (Дворжак, Шуман, Прокофьев, Шостакович, Барток, Сибелиус и др.)

2.   Концертная пьеса (Венявский, Чайковский, Сарасате, Прокофьев, Мессиан и др.)

3.   Произведения для струнного инструмента соло (историческое исполнительство). И-С Бах, Телеман, Габриэли, Бассано и др.

4.   Соната для струнного инструмента (историческое исполнительство) и бассо-континуо (клавесин или виолончель) композиторов 17-18вв., родившихся до 1750г. Вивальди, Гендель, Леклер, Джеминиани, Боккерини, Бибер и др.

Примерная программа для смешанной специальности:

Чайковский – Концерт 1ч.; Равель – Цыганка; И-С Бах – Чакона (на историческом инструменте); Джеминиани – Соната для скрипки и basso continuo (на историческом инструменте).

Пример программы на историческом струнном инструменте (виолончель):

И-С Бах – Прелюдия и сарабанда из сюиты для виолончели соло; Джеминиани – Соната для виолончели и бассо-континуо; Дюпор – Соната для виолончели и бассо-континуо; Телеман – Соната для виолончели и basso continuo.

Духовые инструменты – флейта

 

Барочная специальность:

1.   Сочинения для инструмента соло (целиком или минимум 2 части) (И. С. Бах, К. Ф. Э. Бах, Телеман, Буамортье, Оттетер);

2.    Соната, сюита или вариационная форма представителя итальянской школы (Корелли, Джеминиани, Локателли, Вивальди и др.);

3.   Соната или сюита представителя французской школы (Куперен, Оттетер, Де ля Барр, Дорнель, Леклер, Буамортье, Блаве и др.);

4.   Произведение на выбор (английское, нидерландское, австрийское, немецкое, русское барокко и произведения периода классицизма, возможно в сопровождении клавесина и хаммерклавира).

 

Примерные программы:

Вариант 1: И.С.Бах – Алеманда и Куранта из партиты для флейты соло ля минор; Джеминиани – Вариации на тему песни Генри Пёрсела; Блаве – Соната № 6; Березовский – Соната (флейтовая версия скрипичной сонаты)

Вариант 2: Буамортье – Сюита для флейты соло № 1 ми минор; Корелли – Фолия Op.5 № 12; Де ля Барр – Сюита №5 из первой тетради ре минор; Кирнбергер – Соната соль мажор.

 

Смешанная специальность:

На современном инструменте:

1. Одна или две части инструментального концерта не ранее классического периода (возможно исполнение концерта К. Ф. Э. Баха);

2. Пьеса XIX-XX веков на выбор (8-12 мин.) – допускаются транскрипции и переложения.

На историческом инструменте:

1. Соната или сюита представителя французской школы XVIII века (Оттетер, Де ля Барр, Дорнель, Леклер, Буамортье, Блаве и др.);

2. Произведение на выбор (английское, нидерландское, австрийское, немецкое, русское барокко и произведения периода классицизма, возможно в сопровождении клавесина и хаммерклавира) – возможно исполнение только 2-х частей.

Примерные программы:

Вариант 1: Современный инструмент (К.Ф.Э. Бах – Концерт для флейты с оркестром ре минор, 2,3 части; Жоливе – «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано); Старинный инструмент (Леклер – Соната ми минор Ор.9 № 2; Гендель – Соната ми минор Op.1 № 1).

Вариант 2: Современный инструмент (Ибер – Концерт для флейты с оркестром; 2,3 части; Таффанель – Фантазия на темы оперы Вебера «Вольный стрелок» для флейты и фортепиано); Старинный инструмент (Оттетер – Сюита ре мажор Ор.2 № 1; Телеман – Методическая соната № 3).

 


Духовые инструменты – гобой

 

Барочная специальность:

1.  Одна из сольных фантазий Телемана (в оригинале для флейты, допускается транспонирование сочинений);

1.   Соната или сюита французского стиля (Оттетер, Филидор) или один из Королевских концертов Ф. Куперена;

1.   Соната немецкого или итальянского композитора или концерт эпохи барокко в сопровождении клавесина или классический концерт в сопровождении хаммерклавира.

Произведения должны исполняться на историческом инструменты в строе 415 Hz (барокко) или 430 Hz (классицизм). Произведения могут исполняться по нотам.

Примерные программы:

Вариант 1: Телеман – Фантазия соло № 12; Куперен – Королевский концерт № 2; Марчелло – Концерт для гобоя и струнных ре минор.

Вариант 2: Телеман – Фантазия соло № 6; Филидор – Сюита ре минор; Чимароза – Концерт для гобоя с оркестром до мажор.

 

Смешанная специальность:

1.   Две или одна часть концерта не ранее классического периода;

2.   Соната французского композитора 20 века (Пуленк, Дютийе, Сен-Санс, Санкан).

На современном инструменте произведения должны исполняться наизусть. На историческом инструменте предлагается исполнить - см. пп. 1-2 раздела «Барочная специальность».

 

Примерные программы:

Вариант 1: Современный гобой (Беллини – Концерт для гобоя с оркестром; Пуленк – Соната); Барочный гобой (Телеман – Фантазия соло № 6; Филидор Сюита ре минор).

Вариант 2: Современный гобой (Штраус – Концерт для гобоя с оркестром; Дютийе – Соната); Барочный гобой (Телеман – Фантазия соло № 12; Куперен – Королевский концерт № 2).

 

Духовые инструменты – кларнет, исторический кларнет

 

На современном инструменте:

1. Произведение для кларнета (или бас-кларнета) соло второй половины ХХ века (Булез, Донатони, Денисов, Берио, Штокхаузен, Жорель, Штауд и др.);

2. Концерт для кларнета с оркестром на выбор, написанный в ХХ-XXI веке (Франсе, Нильсен, Тансман, Хартман, Линдберг и др.).

На историческом инструменте предлагается исполнить произведение крупной формы, исполненное на историческом кларнете (возможно и на бассетгорне), написанное до второй половины 19-ого века (Вебер, Берхальтер, Девьен, Бакофен, Моцарт, Стамиц и др.).

 

Примерные программы:

Вариант 1: Булез – Domaines для кларнета соло; Хартманн – Камерный концерт для кларнета с оркестром; Исторический кларнет: Девьен – Соната для кларнета и клавира №1

Вариант 2: Донатони – Clair I, II для кларнета соло; Тансман – Концерт для кларнета с оркестром; Исторический кларнет: Вебер – Большой концертный дуэт для кларнета и клавира ор.48

Вариант 3: Штокхаузен – Im Freundschaft для кларнета соло; Нильсен – Концерт для кларнета с оркестром ор.57; Исторический кларнет: Моцарт – Концерт для кларнета с оркестром K.622

Вариант 4: Берио – Секвенция IX для кларнета соло; Линдберг – Концерт для кларнета с оркестром; Бассетгорн: Бакофен – Вариации для бассетгорна с оркестром.

 

Духовые инструменты – барочная труба

 

Барочная специальность:

1. Концерт композитора эпохи барокко для трубы, струнных и basso continuo, одна-две части (Бах, Гендель, Телеман, Торелли, Фаш и др.);

2. Соната представителя итальянской или немецкой школы (Фантини, Бибер и др.);

3. Произведение solo (Этюд из «Школ игры на трубе» Дюверне, Каччиамани, Крессер);

4. Произведение по выбору (барокко или ранний классицизм). Возможно исполнение ансамблевой музыки.

Примеры программ:

Вариант 1: Телеман – Концерт D-dur для трубы, струнных и basso continuo, ( I и II часть); Бибер – Соната № 4; Произведение solo (Дюверне – Этюд из «Школы игры на трубе»); Гендель – «Музыка на воде» сюита для барочной трубы.

Вариант 2: Гендель – Сюита D-dur для трубы, струнных и basso continuo; Фантини – Соната № 1; 3; Дюверне – Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне; Готфрид Фингер – Соната.


Смешанная специальность:

На современном инструменте:
1. Одна или две части инструментального концерта романтического периода;
2. Виртуозная пьеса на выбор (фантазии, вариации и др.).

На барочном инструменте:
3. Соната, сюита или концерт (одна-две части) представителя итальянской, английской или немецкой школы (Фантини, Гендель, Бибер и др.);
4. Произведение solo (Этюд из «Школ игры на трубе» Дюверне, Каччиамани, Крессер).

Примеры программ:

Вариант 1: Современный инструмент (Концерт e-moll О. Бёме; Фантазия- Каприччио Э.Тронье); Барочная труба (Бибер – Соната № 4); Произведение solo (Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне);  

Вариант 2: Современный инструмент (Концерт E-dur – И.Н.Гуммель; “Славянская фантазия” К. Хёне); Барочная труба (Соната № 1; 3 Дж. Фантини); Произведение solo (Этюд из «Школы игры на трубе» Дюверне).

Требования приема- Исторические инструменты

Гл.КонцертыНовостиИнфо