Гобой
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (гобой)
Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
- 1. Исполнение концертной программы;
- 2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы
При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
- 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
- 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
- 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
- 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
- 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум)
Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).
Литература для самоподготовки:
- Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
- Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
- Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
- Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
- Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
- История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В. И. М.: 2005.
- Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5 баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью. |
4 балла
хорошо |
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии. |
3 балла
удовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом. |
2 балла
неудовлетворительно |
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью. |
1 балл
неудовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий. |
Требования к исполнению творческой программы
Программа состоит из разнохарактерных произведений различных стилей и жанров, включающих сочинения эпохи барокко или классицизма, романтизма и современную музыку (ХХ-ХХI век). Приветствуется исполнение сочинений отечественных композиторов. Продолжительность программы – 30-40 минут.
Примерная программа:
Барокко и Классицизм: И. С. Бах – Партита g-moll для гобоя соло BWV 1013 (переложение партиты a-moll для флейты соло); Соната g-moll для гобоя и клавесина BWV 1030b; Концерт F-dur для гобоя, струнных и basso continuo BWV 1053r; Концерт d-moll для гобоя, струнных и basso continuo BWV 1056r; Концерт A-dur для гобоя д’амур струнных и basso continuo BWV 1055r; А.Вивальди – Соната c-moll для гобоя и basso continuo RV 53; Концерт C-dur для гобоя, струнных и basso continuo RV 447; Ф.Куперен– «Королевские концерты» для гобоя и basso continuo; Г.Ф.Телеман – Соната соль минg-moll ор из «Застольной музыки» TWV 41:g6; 12 фантазий для гобоя (флейты) соло; «Методические сонаты» для гобоя и basso continuo; В. А. Моцарт –Концерт для гобоя с оркестром KV 314; Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели KV 370
Романтизм: Р.Шуман – Три романса для гобоя и фортепиано op.94; Адажио и Аллегро для гобоя и фортепиано op.70; Пьесы-фантазии для гобоя д’амур и фортепиано op.73; А.Паскулли – Фантазии на темы из опер «Фаворитка», «Палиуто», «Сицилийская вечерня»; Н.А.Римский-Корсаков – Вариации для гобоя с духовым оркестром; К. Сен-Санс – Соната для гобоя и фортепиано op.166; Ю.Ритц – Концертная пьеса для гобоя с оркестром; Б.Молик – Концертино для гобоя с оркестром
Современная музыка, в т. ч. сочинения отечественных композиторов: Ф. Пуленк – Соната для гобоя и фортепиано; А. Дютийе – Соната для гобоя и фортепиано; Э.Бозза – Соната для гобоя и фортепиано; Ш.Кёклен – Соната для гобоя и фортепиано; П.Хиндемит – Соната для гобоя и фортепиано; Соната для английского рожка и фортепиано; Б.Бриттен – Вариации для гобоя и фортепиано; «Шесть метаморфоз» для гобоя соло op.49; А. Дорати – Пять пьес для гобоя соло; Ж.Сильвестрини – Этюды для гобоя соло на темы картин художников-импрессионистов; Л. Берио – «Секвенция VII» для гобоя соло; Х. Холлигер – Соната для гобоя соло; Р.Штраус – Концерт для гобоя с оркестром; Б. Мартину – Концерт для гобоя с оркестром; А. Эшпай – Концерт для гобоя с оркестром; А. Рубцов – Концерт для гобоя с оркестром