Фагот
Прием на программы ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Сольное исполнительство на духовых инструментах - фагот) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
1. Исполнение концертной программы;
2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы. При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗа). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Примерная проблематика вопросов к 3 разделу и литература для самоподготовки (скачать PDF)
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5
баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
|
4
балла
хорошо
|
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
|
3
балла
удовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
|
2
балла
неудовлетворительно
|
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
|
1
балл
неудовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
|
Исполнение творческой программы: программа состоит из разнохарактерных произведений различных стилей и жанров, включающих сочинения эпохи барокко или классицизма, романтизма и современную музыку (ХХ-ХХI век). Приветствуется исполнение сочинений отечественных композиторов. Продолжительность программы – 30-40 минут.
Барокко и Классицизм: А. Вивальди – 6 сонат для фагота и фортепиано; Концерт для фагота с оркестром e-moll, RV 484; Концерт для фагота с оркестром B-dur «La Notte», RV 501; Концерт для фагота с оркестром d-moll, RV 481; Концерт для фагота с оркестром Es-dur, RV 483; И. С. Бах – Партита d-moll для фагота соло, BWV 1013; Сюита d-moll для виолончели или фагота соло, BWV 1008; И. Х. Бах – Концерт для фагота с оркестром B-dur T288/1; Концерт для фагота с оркестром Es-dur T288/4; И. Н. Гуммель – Концерт для фагота с оркестром F-dur, S63/WOO23; И. Плейель – Концерт для фагота с оркестром B-dur; Ф. Девьен – Соната для фагота и b.c. g-moll, ор. 24 № 5; Соната для фагота и b.c. F-dur, ор. 24 № 3; Ф. Данци – Концерт для фагота с оркестром C-dur; Концерт для фагота с оркестром F-dur; Концерт для фагота с оркестром g-moll; А. Рейха – Тема и вариации для фагота с оркестром G-dur; К. Стамиц – Концерт для фагота с оркестром F-dur; Я. Кожелух – Концерт для фагота с оркестром C-dur; В. А. Моцарт – Концерт для фагота с оркестром B-dur, KV 191;
Романтизм: Ф. А. Бервальд – Концертштюк для фагота с оркестром F-dur; Дж. Россини – Концерт для фагота с оркестром; К. М. фон Вебер Концерт для фагота с оркестром F-dur, ор. 75; Анданте и венгерское родно для фагота с оркестром, ор.35; К. Сен-Санс – Соната для фагота и фортепиано, ор.168;
Современная музыка, в том числе сочинения отечественных композиторов: М. Гагнидзе – Соната для фагота соло; Р. М. Глиэр – Экспромт, ор.35 № 9; А. Жоливе – Концерт для фагота и камерного ансамбля; П. Хиндемит – Соната для фагота и фортепиано; Э. Вила-Лобос – Танец семи нот для фагота с оркестром; А. Томази – Концерт для фагота и камерного оркестра; М. Арнольд – Фантазия для фагота и фортепиано, ор.86; Ж. Франсе – Концерт для фагота и одиннадцати струнных; М. Бич – Концертино для фагота с оркестром; О. Нуссио – «Вариации на тему ариетты Перголези» для фагота; Э. Денисов – Соната для фагота соло; Пять этюдов для фагота соло; Ю. Каспаров – Соната Infernale для фагота соло; Л. Книппер – Концерт для фагота и струнного оркестра; Е. Подгайц – Соната для фагота и фортепиано, соч.30; Т. Смирнова – «Арабески» для фагота соло; П. М. Дюбуа – Сонатина-танго для фагота и фортепиано; Л. Берио – Секвенция № 12 для фагота; М. Вайнберг – Соната для фагота соло, ор.133; З. Шестак – Пять виртуозных инвенций для фагота.