Иностранный язык
Экзамен по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, итальянскому) состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается по 5-балльной системе оценок с последующим выведением среднего балла. Цель экзамена – определить уровень знаний претендента по иностранному языку для решения научных и академических задач. На вступительном экзамене абитуриенты должны продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством культурного и профессионального общения. Поступающий должен владеть орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации. Абитуриент должен владеть подготовленной, а также неподготовленной монологической речью на иностранном языке; владеть диалогической речью в ситуациях профессионального и бытового общения в пределах изученного в вузе языкового материала и в соответствии с избранной специальностью. Он должен уметь выражать свои мысли, используя разнообразные языковые средства в ситуациях профессионального и повседневного общения, участвовать в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения, уметь строить ясное, не прерываемое паузами, правильно организованное высказывание. Он должен уметь понимать на слух иноязычную монологическую речь по специальности, включая развернутые доклады, лекции и сообщения со сложной аргументацией. Поступающий должен уметь читать, понимать оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки. Он должен владеть всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое).
Экзамен включает в себя три раздела:
1. Обзорный доклад (устно) по одной из 3-х тем из области истории европейского музыкального и исполнительского искусства XVII-XXI веков, предложенных на выбор в билете (готовится одна тема из каждого блока по выбору поступающего). Время доклада – 10 минут. (скачать PDF)
2. Разбор устно одного из исполненных / представленных в ходе профильного вступительного экзамена по специальности произведения (творческого проекта).
3. Беседа на иностранном языке по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью абитуриента – 5-10 минут.
Примерный уровень сложности лексики (скачать PDF).
Критерии оценки ответа:
Подготовленная и неподготовленная речь на иностранном языке
по специальности экзаменуемого
|
«отлично»
(5 баллов)
|
глубокое знание представленной проблемы, отличное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами
|
«хорошо»
(4 балла)
|
хорошее знание темы, отдельные лексические и грамматические ошибки (до 5 ошибок)
|
«удовлетворительно»
(3 балла)
|
удовлетворительное знание представленной темы, терминологические ошибки, нарушение грамматических и стилистических норм (5-9 ошибок)
|
«неудовлетворительно»
(2 балла)
|
удовлетворительное знание представленной темы, терминологические ошибки, нарушение грамматических и стилистических норм (5-9 ошибок)
|
«неудовлетворительно»
(1 балл)
|
ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий
|
Иностранный язык русский
Экзамен состоит из трех (двух) разделов, каждый из которых оценивается по 5-балльной системе оценок с последующим выведением среднего балла. Цель экзамена определить уровень языковой и коммуникативной компетенции поступающего для решения задач в рамках общеязыкового, учебно-научного и культурного общения.
На экзамене абитуриент-иностранец должен продемонстрировать умение пользоваться русским языком как средством профессионального и культурного общения. Поступающий должен владеть орфоэпическими, лексико-грамматическими, стилистическими нормами русского языка в пределах программных требований, а также владеть приёмами русского речевого поведения (уровень ТРКИ-2 /В2 – European Language Portfolio - для выпускников вузов; уровень ТРКИ -1 / В1 – European Language Portfolio - для прошедших двухгодичное обучение в качестве стажёров).
Абитуриент должен владеть подготовленной и неподготовленной монологической речью на русском языке; владеть диалогической речью в ситуациях бытового и профессионального общения в пределах программы. Он должен понимать на слух русскую диалогическую и монологическую речь по специальности, включая лекции (для выпускников вузов).
Требования к вступительному экзамену в ассистентуру-стажировку и аспирантуру приближены к требованиям к экзамену за полный вузовский курс обучения русскому языку как иностранному, т.е. соответствуют II сертификационному уровню Государственного образовательного стандарта по РКИ (общее владение + профессиональный модуль).
Экзамен включает в себя три (два) задания (общее время на подготовку к 1 и 2 разделам экзамена – 30 минут, только к 1 разделу – 20 минут):
1. Обзорный рассказ об одном из произведений русской классической литературы. Требуется: передать основное содержание произведения, его проблематику, дать характеристику основных героев. Продолжительность ответа – 10 минут.
2. Разбор одного из исполненных / представленных в ходе профильного вступительного экзамена по специальности произведения (творческого проекта). Требуется: рассказать об истории создания произведения, дать его краткий исполнительский анализ, рассказать о наиболее выдающихся исполнителях (исполнителе) этого произведения. Продолжительность ответа – 10 минут.
3. Беседа на русском языке по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью абитуриента. Продолжительность беседы – 5-10 минут, проводится без подготовки.
Примерный уровень сложности лексики (скачать PDF).
Критерии оценки ответа:
Подготовленная и неподготовленная речь на иностранном языке
по специальности экзаменуемого
|
«отлично»
(5 баллов)
|
понимание вопросов и высказываний экзаменатора, отличное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами, полное соответствие содержания текста заявленной теме, логичность и связность речи, фактическая точность, адекватная реакция на реплики, умение выражать и аргументировать свою точку зрения, давать развёрнутый ответ
|
«хорошо»
(4 балла)
|
понимание вопросов и высказываний экзаменатора, хорошее знание темы, отдельные лексические и грамматические ошибки (до 5 ошибок), соответствие (в целом) содержания текста заявленной теме, логичность и связность речи, фактическая точность; адекватная реакция на реплики, умение выражать свою точку зрения, давать ответ с помощью наводящих вопросов
|
«удовлетворительно»
(3 балла)
|
затруднения в понимании вопросов и высказываний экзаменатора, удовлетворительное знание представленной темы, терминологические ошибки, нарушение грамматических и стилистических норм (5-9 ошибок), неполное соответствие содержания текста заявленной теме, ошибки в логичности и связности, в фактической точности, замедленная реакция на реплики, явные затруднения и ошибки в умении выражать свою точку зрения, давать развёрнутый ответ и аргументировать свою позицию
|
«неудовлетворительно»
(2 балла)
|
серьезные затруднения в понимании вопросов и высказываний экзаменатора, удовлетворительное знание представленной темы, терминологические ошибки, нарушение грамматических и стилистических норм (5-9 ошибок), несоответствие содержания устного рассказа заявленной теме, неточности в изложении фактов, нарушения логичности и связности
|
«неудовлетворительно»
(1 балл)
|
непонимание вопросов и высказываний экзаменатора, ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий
|