53.09.03. Искусство композиции
Прием на ООП ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.03 «Искусство композиции» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура». При приеме Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов. Второй экзамен состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается самостоятельно.
1. Представление собственных сочинений абитуриента проводится в течение 20–25 минут. Программа может включать как оркестровые, так и камерные произведения абитуриента. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения времени прослушивания представленных сочинений, а также сокращения и (или) остановки прослушивания произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Поступающий при подаче документов представляет запись (ссылки на запись) /партитуру собственных сочинений на электронном носителе.
Примерная программа вступительного экзамена (демонстрация записей сочинений):
- Симфония (или симфоническая поэма, концерт, пьеса и т.д.) для симфонического оркестра (возможно с солистами)
- Камерные сочинения (для ансамбля, квартета, солирующих инструментов, вокальная музыка и т.д.).
Комиссия оценивает произведения по следующим критериям:
1. Творческая индивидуальность – убедительность воплощения композиторского замысла средствами оркестровой и камерной музыки.
2. Зрелость музыкального мышления, умение выстроить драматургию произведения -как в крупной форме, так и в миниатюре.
3. Достаточный уровень профессионализма, знание современного оркестрового и камерного письма, всех ресурсов современного симфонического оркестра, полноценная реализация знаний, полученных в вузе по полифонии, форме, гармонии и другим теоретическим предметам в собственных композициях.
4. Владение приёмами звукоизвлечения и нотации, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, особенностям используемого инструмента.
2. Собеседование (коллоквиум) –устный раздел / выполнение 2-х письменных работ (по гармонии и полифонии).
2.1. Выполнение письменных работ (скачать PDF)
1. Прелюдия (выполняется 6 часов, без фортепиано).
2. Двойная 4-х-голосная фуга с раздельной экспозицией (выполняется 6 часов без фортепиано).
Итоговая оценка за письменный раздел коллоквиума представляет собой среднее арифметическое значение оценок, полученных на каждом из этапов конкурсного испытания.
2.2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме без билетов и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел – абитуриент должен знать основные направления, этапы и закономерности развития различных направлений композиторского искусства, стилистику, особенности языка и приемы изложения в музыке второй половины ХХ-XXI в., знать выдающиеся музыкальные шедевры от классики до современности, особенности их формообразования и гармонии.
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗ’а). Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, литературы, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Примерная проблематика вопросов к 3 разделу (скачать PDF)
Критерии оценки ответа:
5
баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
|
4
балла
хорошо
|
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
|
3
балла
удовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
|
2
балла
неудовлетворительно
|
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
|
1
балл
неудовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
|
2.3. Итоговая оценка за устный раздел коллоквиума (собеседования) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.
2.4. Итоговый конкурсный балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по двум разделам (письменному и устному) – 5-балльная система оценок.