Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Концертмейстерское искусство

53.09.01 Ансамблевое инструментальное исполнительство

Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».

Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:

  • 1. Исполнение концертной программы;
  • 2. Коллоквиум (собеседование).

1. Исполнение концертной программы

При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.

Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:

  • 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
  • 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
  • 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
  • 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
  • 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.

2. Собеседование (коллоквиум)

Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.

Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .

Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.

Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).

Литература для самоподготовки:

  1. Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
  2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
  3. Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
  4. Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
  5. Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
  6. Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
  7. История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н.  Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  8. История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В. И. М.: 2005.
  9. Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.

Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.

Критерии оценки ответа:

5 баллов
отлично

Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
4 балла
хорошо
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
3 балла
удовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
2 балла
неудовлетворительно
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
1 балл
неудовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.

 

Требования к исполнению творческой программы

Профильный экзамен по специальности проходит в 2 тура:

I тур: исполнение оперной сцены (пение с аккомпанементом) из нижеследующего списка: Моцарт – «Дон Жуан»: № 14, финал; Россини – «Севильский цирюльник»: 1 д., № 4 (Дуэт Фигаро и Графа) и № 7 (Дуэт Розины и Фигаро) (исполняются оба номера); Верди: «Травиата» (2 д., Сцена и дуэт Виолетты и Жермона); «Риголетто» (3 д., № 16 (Квартет), № 18 (Сцена и терцет) — исполняются оба номера; «Аида» (2 д., Сцена и дуэт Аиды и Амнерис; 3 д., Сцена и дуэт Аиды и Амнерис; Сцена и дуэт Амнерис и Радамеса – по выбору абитуриента; «Фальстаф» (1 д., 2 ч. № 18-28); «Дон Карлос» (итальянский вариант) – 2 д., 1 ч. Сцена, дуэт и терцет; Бизе – «Кармен» (4 д. Дуэт и заключительный хор); Гуно – «Фауст» — 3 д. Сцена перед храмом; Пуччини: «Тоска» (1 д., ц. 25-40 (Тоска, Каварадосси) или 3 д., ц. 14-41 (Тоска, Каварадосси); «Богема» (1 д., ц. 25-43); «Мадам Баттерфляй» (1 д., ц. 91-100 (Баттерфляй, Пинкертон); Леонкавалло – «Паяцы» (1 д., № 6 (Сцена и дуэт Недды и Тонио), № 7 (Дуэт Недды и Сильвио)); Масканьи – «Сельская честь» (№№ 6, 7, 8 (Сантуцца, Туридду, Лола)); Вагнер – «Лоэнгрин» (3 д., 2 сцена); Глинка – «Руслан и Людмила» (1 д., № 3, финал); Даргомыжский – «Русалка» (3 д., № 17 (Дуэт с хором)); Бородин – «Князь Игорь» (4 д., № 26 и 27 (Хор поселян, речитатив Ярославны и дуэт с Игорем)); Рубинштейн – «Демон» (3 д., 6 к. (Романс Тамары и сцена с Демоном)); Мусоргский – «Борис Годунов» (1 д., 2 к. или 3 д., 2 к.); Чайковский: «Евгений Онегин» (3 д., к. 2, № 22 (Заключительная сцена)); «Мазепа» (2 д., 2 к., № 12 (Сцена появления матери – Мария, Любовь)); «Орлеанская дева» (3 д., к.1., № 17 и 17а (Сцена и дуэт); «Пиковая дама» (1 д., к 2., № 10 (Заключительная сцена) или 3 д., к.6, № 21 (Сцена и дуэт); «Иоланта» (Сцена и дуэт Иоланты и Водемона («Вот, рыцари, вино…»); Римский-Корсаков: «Снегурочка» (4 д., Дуэт Снегурочки с Мизгирём и Заключительный хор); «Царская невеста» (2 д., Интермеццо, сцены 4, 5, 6); «Садко» (картина 2 (Дуэт и хор)); Прокофьев: «Война и мир» (к.12 («Тёмная изба»)); «Семён Котко» 3 д., сц.14, ц. 340-373; Шостакович – «Леди Макбет Мценского уезда» (2 акт, к. 5). Абитуриент представляет также материалы, подтверждающие его опыт практической работы по избранному виду подготовки в ансамблевых классах ВУЗа или оперных театрах (не менее одного года), на базе которых (в случае поступления) будет проходить его творческая практика.

II тур: исполнение творческой программы продолжительностью 40–45 минут с певцом-иллюстратором. Программа должна включать произведения в жанрах:

  • - старинная ария (до Л. Бетховена);
  • - немецкая романтическая песня (Lied);
  • - оперная ария или сцена из оперы;
  • - русский классический романс;
  • - современное произведение (вокальное или инструментальное);
  • - сольное фортепианное произведение виртуозного характера (7-10 мин.)

Первый раздел собеседования (коллоквиума). Помимо вышеназванной проблематики 2 и 3 вопросов, в ходе первого этапа собеседования также проверяется:

  • - знание опер (также оценивается умение сыграть по памяти наиболее важные фрагменты): Моцарт («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»), Россини («Севильский цирюльник»), Верди («Аида», «Риголетто», «Травиата»), Бизе («Кармен»), Гуно («Фауст»), Пуччини («Чио-Чио-Сан», «Тоска», «Богема»), Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Глинка («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), Даргомыжский («Русалка»), Рубинштейн («Демон»), Бородин («Князь Игорь»), Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Римский-Корсаков («Царская невеста», «Снегурочка», «Садко»), Чайковский («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), Рахманинов («Алеко»), Прокофьев («Война и мир», «Семен Котко»), Шостакович («Леди Макбет Мценского уезда»);
  • - знание сочинений для голоса с фортепиано (уметь сыграть по памяти фрагменты): Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Грига, Брамса, Листа, Дебюсси, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Метнера, Прокофьева, Свиридова, Шостаковича Шапорина, Мясковского, Свиридова и др. композиторов ХХ века;
  • - классификация голосов: включает в себя проверку знаний по характеристикам диапазона, перечисление оперных партий для данного голоса, перечисление выдающихся исполнителей;
  • - знание вокальной терминологии.

Требования приема- Концертмейстерское искусство

Гл.КонцертыНовостиИнфо