Концертмейстерское искусство
53.09.01 Ансамблевое инструментальное исполнительство
Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
- 1. Исполнение концертной программы;
- 2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы
При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
- 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
- 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
- 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
- 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
- 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум)
Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).
Литература для самоподготовки:
- Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
- Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
- Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
- Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
- Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
- История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В. И. М.: 2005.
- Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5 баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью. |
4 балла
хорошо |
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии. |
3 балла
удовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом. |
2 балла
неудовлетворительно |
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью. |
1 балл
неудовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий. |
Требования к исполнению творческой программы
Профильный экзамен по специальности проходит в 2 тура:
I тур: исполнение оперной сцены (пение с аккомпанементом) из нижеследующего списка: Моцарт – «Дон Жуан»: № 14, финал; Россини – «Севильский цирюльник»: 1 д., № 4 (Дуэт Фигаро и Графа) и № 7 (Дуэт Розины и Фигаро) (исполняются оба номера); Верди: «Травиата» (2 д., Сцена и дуэт Виолетты и Жермона); «Риголетто» (3 д., № 16 (Квартет), № 18 (Сцена и терцет) — исполняются оба номера; «Аида» (2 д., Сцена и дуэт Аиды и Амнерис; 3 д., Сцена и дуэт Аиды и Амнерис; Сцена и дуэт Амнерис и Радамеса – по выбору абитуриента; «Фальстаф» (1 д., 2 ч. № 18-28); «Дон Карлос» (итальянский вариант) – 2 д., 1 ч. Сцена, дуэт и терцет; Бизе – «Кармен» (4 д. Дуэт и заключительный хор); Гуно – «Фауст» — 3 д. Сцена перед храмом; Пуччини: «Тоска» (1 д., ц. 25-40 (Тоска, Каварадосси) или 3 д., ц. 14-41 (Тоска, Каварадосси); «Богема» (1 д., ц. 25-43); «Мадам Баттерфляй» (1 д., ц. 91-100 (Баттерфляй, Пинкертон); Леонкавалло – «Паяцы» (1 д., № 6 (Сцена и дуэт Недды и Тонио), № 7 (Дуэт Недды и Сильвио)); Масканьи – «Сельская честь» (№№ 6, 7, 8 (Сантуцца, Туридду, Лола)); Вагнер – «Лоэнгрин» (3 д., 2 сцена); Глинка – «Руслан и Людмила» (1 д., № 3, финал); Даргомыжский – «Русалка» (3 д., № 17 (Дуэт с хором)); Бородин – «Князь Игорь» (4 д., № 26 и 27 (Хор поселян, речитатив Ярославны и дуэт с Игорем)); Рубинштейн – «Демон» (3 д., 6 к. (Романс Тамары и сцена с Демоном)); Мусоргский – «Борис Годунов» (1 д., 2 к. или 3 д., 2 к.); Чайковский: «Евгений Онегин» (3 д., к. 2, № 22 (Заключительная сцена)); «Мазепа» (2 д., 2 к., № 12 (Сцена появления матери – Мария, Любовь)); «Орлеанская дева» (3 д., к.1., № 17 и 17а (Сцена и дуэт); «Пиковая дама» (1 д., к 2., № 10 (Заключительная сцена) или 3 д., к.6, № 21 (Сцена и дуэт); «Иоланта» (Сцена и дуэт Иоланты и Водемона («Вот, рыцари, вино…»); Римский-Корсаков: «Снегурочка» (4 д., Дуэт Снегурочки с Мизгирём и Заключительный хор); «Царская невеста» (2 д., Интермеццо, сцены 4, 5, 6); «Садко» (картина 2 (Дуэт и хор)); Прокофьев: «Война и мир» (к.12 («Тёмная изба»)); «Семён Котко» 3 д., сц.14, ц. 340-373; Шостакович – «Леди Макбет Мценского уезда» (2 акт, к. 5). Абитуриент представляет также материалы, подтверждающие его опыт практической работы по избранному виду подготовки в ансамблевых классах ВУЗа или оперных театрах (не менее одного года), на базе которых (в случае поступления) будет проходить его творческая практика.
II тур: исполнение творческой программы продолжительностью 40–45 минут с певцом-иллюстратором. Программа должна включать произведения в жанрах:
- - старинная ария (до Л. Бетховена);
- - немецкая романтическая песня (Lied);
- - оперная ария или сцена из оперы;
- - русский классический романс;
- - современное произведение (вокальное или инструментальное);
- - сольное фортепианное произведение виртуозного характера (7-10 мин.)
Первый раздел собеседования (коллоквиума). Помимо вышеназванной проблематики 2 и 3 вопросов, в ходе первого этапа собеседования также проверяется:
- - знание опер (также оценивается умение сыграть по памяти наиболее важные фрагменты): Моцарт («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»), Россини («Севильский цирюльник»), Верди («Аида», «Риголетто», «Травиата»), Бизе («Кармен»), Гуно («Фауст»), Пуччини («Чио-Чио-Сан», «Тоска», «Богема»), Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Глинка («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), Даргомыжский («Русалка»), Рубинштейн («Демон»), Бородин («Князь Игорь»), Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Римский-Корсаков («Царская невеста», «Снегурочка», «Садко»), Чайковский («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), Рахманинов («Алеко»), Прокофьев («Война и мир», «Семен Котко»), Шостакович («Леди Макбет Мценского уезда»);
- - знание сочинений для голоса с фортепиано (уметь сыграть по памяти фрагменты): Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Грига, Брамса, Листа, Дебюсси, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Метнера, Прокофьева, Свиридова, Шостаковича Шапорина, Мясковского, Свиридова и др. композиторов ХХ века;
- - классификация голосов: включает в себя проверку знаний по характеристикам диапазона, перечисление оперных партий для данного голоса, перечисление выдающихся исполнителей;
- - знание вокальной терминологии.