Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Кафедра камерного ансамбля и квартета

53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (Ансамблевое исполнительство (на фортепиано / струнных / духовых / ударных инструментах)

Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».

Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:

  • 1. Исполнение концертной программы;
  • 2. Коллоквиум (собеседование).

1. Исполнение концертной программы

При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.

Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:

  • 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
  • 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
  • 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
  • 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
  • 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.

2. Собеседование (коллоквиум)

Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.

Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .

Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.

Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).

Литература для самоподготовки:

  1. Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
  2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
  3. Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
  4. Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
  5. Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
  6. Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
  7. История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  8. История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В.И. М.: 2005.
  9. Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост.М.И.Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.

Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.

Критерии оценки ответа:

5 баллов
отлично

Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
4 балла
хорошо
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
3 балла
удовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
2 балла
неудовлетворительно
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
1 балл
неудовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.

    

Требования к исполнению творческой программы

Исполнение творческой программы продолжительностью 40–45 минут. Программа по специальности предполагает наличие одного из произведений по каждому из ниже следующих разделов. Программа должна включать в себя три произведения камерно-ансамблевого репертуара различных стилей (классика, романтика, импрессионизм, музыка XX–XXI веков). Произведения представляются целиком.

Примерные программы профильного вступительного экзамена

Программа № 1

  • Бетховен – Соната фа мажор для скрипки и фортепиано ор. 24
  • Дворжак – Соната фа мажор для скрипки и фортепиано ор. 57
  • Курбатов – Соната ми минор для скрипки и фортепиано, ор. 12 (2010)

Программа № 2

  • Брамс – Соната фа минор для альта и фортепиано ор. 120 № 1
  • Рубинштейн – Соната фа минор для альта и фортепиано ор. 49
  • Чайковский – Соната для альта и фортепиано (2014)

Программа № 3

  • Бетховен – Соната фа мажор для виолончели и фортепиано ор. 5 № 1
  • Мартину – Соната для виолончели и фортепиано № 3
  • Ауэрбах – Соната для виолончели и фортепиано, ор. 69 (2002)

Программа № 4

  • Брамс – Соната ми бемоль мажор для альта и фортепиано ор. 120 № 2
  • Регер – Соната для кларнета и фортепиано № 1
  • Петухов – Соната-фантазия «Лукреция Борджиа» для кларнета и фортепиано, ор. 26

Программа № 5

  • Бетховен – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ми бемоль мажор ор. 1 № 1
  • Брамс – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели до минор ор. 101
  • Н. Капустин Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 2, ор. 142 (2010)

Программа № 6

  • Брамс – Вариации на тему Гайдна для 2-х фортепиано
  • Аренский – Сюита для 2-х фортепиано № 2
  • Буцко – Соната для 2-х фортепиано № 2

Программа № 7

  • Бетховен – Квартет № 10, ор. 74
  • Бабаджанян – Квартет № 3 (1975)
  • Шостакович – Квартет № 7, ор. 108

Требования приема- Кафедра камерного ансамбля и квартета

Гл.КонцертыНовостиИнфо