Кафедра камерного ансамбля и квартета
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (Ансамблевое исполнительство (на фортепиано / струнных / духовых / ударных инструментах)
Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
- 1. Исполнение концертной программы;
- 2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы
При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
- 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
- 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
- 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
- 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
- 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум)
Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).
Литература для самоподготовки:
- Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
- Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
- Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
- Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
- Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
- История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В.И. М.: 2005.
- Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост.М.И.Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5 баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью. |
4 балла
хорошо |
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии. |
3 балла
удовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом. |
2 балла
неудовлетворительно |
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью. |
1 балл
неудовлетворительно |
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий. |
Требования к исполнению творческой программы
Исполнение творческой программы продолжительностью 40–45 минут. Программа по специальности предполагает наличие одного из произведений по каждому из ниже следующих разделов. Программа должна включать в себя три произведения камерно-ансамблевого репертуара различных стилей (классика, романтика, импрессионизм, музыка XX–XXI веков). Произведения представляются целиком.
Примерные программы профильного вступительного экзамена
Программа № 1
- Бетховен – Соната фа мажор для скрипки и фортепиано ор. 24
- Дворжак – Соната фа мажор для скрипки и фортепиано ор. 57
- Курбатов – Соната ми минор для скрипки и фортепиано, ор. 12 (2010)
Программа № 2
- Брамс – Соната фа минор для альта и фортепиано ор. 120 № 1
- Рубинштейн – Соната фа минор для альта и фортепиано ор. 49
- Чайковский – Соната для альта и фортепиано (2014)
Программа № 3
- Бетховен – Соната фа мажор для виолончели и фортепиано ор. 5 № 1
- Мартину – Соната для виолончели и фортепиано № 3
- Ауэрбах – Соната для виолончели и фортепиано, ор. 69 (2002)
Программа № 4
- Брамс – Соната ми бемоль мажор для альта и фортепиано ор. 120 № 2
- Регер – Соната для кларнета и фортепиано № 1
- Петухов – Соната-фантазия «Лукреция Борджиа» для кларнета и фортепиано, ор. 26
Программа № 5
- Бетховен – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ми бемоль мажор ор. 1 № 1
- Брамс – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели до минор ор. 101
- Н. Капустин Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 2, ор. 142 (2010)
Программа № 6
- Брамс – Вариации на тему Гайдна для 2-х фортепиано
- Аренский – Сюита для 2-х фортепиано № 2
- Буцко – Соната для 2-х фортепиано № 2
Программа № 7
- Бетховен – Квартет № 10, ор. 74
- Бабаджанян – Квартет № 3 (1975)
- Шостакович – Квартет № 7, ор. 108