Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Флейта

53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (флейта)

Прием на программы ассистентуры-стажировки осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».

Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:

  • 1. Исполнение концертной программы;
  • 2. Коллоквиум (собеседование).

1. Исполнение концертной программы

При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.

Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:

  • 1. Творческая индивидуальность — убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
  • 2. Зрелость музыкального мышления — понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
  • 3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
  • 4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
  • 5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.

2. Собеседование (коллоквиум)

Собеседование проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.

Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов .

Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы вуза). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.

Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы вуза).

Литература для самоподготовки:

  1. Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство — XXI век, 2017 (и др. изд.).
  2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 2010 (и др. изд.).
  3. Ильина Т. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник. М., 2009 (и др. изд.).
  4. Сокольникова Н., Сокольникова Е. История изобразительного искусства. М., ОИЦ «Академия», 2014 (и др. изд.).
  5. Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006.
  6. Пайман А. История русского символизма. М., Республика, 2000.
  7. История русской литературы XIX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. / Е. И. Анненкова, Н. Н.  Акимова, В. А. Кошелев и др.; под ред. Е. И. Анненковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  8. История русской литературы XIX века. В 3-х частях /Под ред. Коровина В. И. М.: 2005.
  9. Сто лет русского авангарда: сборник статей /ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Московская консерватория, 2013.

Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам — 5-балльная система оценок.

Критерии оценки ответа:

5 баллов
отлично

Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
4 балла
хорошо
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
3 балла
удовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
2 балла
неудовлетворительно
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы, ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
1 балл
неудовлетворительно
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.

 

Требования к исполнению творческой программы

Программа состоит из разнохарактерных произведений различных стилей и жанров, включающих сочинения эпохи барокко или классицизма, романтизма и современную музыку (ХХ-ХХI век). Приветствуется исполнение сочинений отечественных композиторов. Продолжительность программы – 30-40 минут.

Примерная программа:

Барокко и Классицизм: Бах И. С. – Партита для флейты соло; 6 сонат для флейты и бассо-континуо (чембало); Бранденбургский концерт № 5 для флейты, скрипки и клавира с оркестром; Концерт для флейты, скрипки и клавира с оркестром a-moll; Бах К. Ф. Э. – Соната для флейты соло a-moll; Концерты для флейты с оркестром d-moll и B-dur; Сонаты для флейты и бассо-континуо; Вивальди А. – Концерты для флейты с оркестром op.10; Моцарт В.А. – Концерты для флейты с оркестром G-dur и D-dur; Концерт для флейты и арфы с оркестром C-dur; Анданте для флейты с оркестром; Рондо D-dur для флейты с оркестром; Плейель И. – Концерт для флейты с оркестром; Телеман Г. Ф. – 12 фантазий для флейты соло

Романтизм: Видор Ш.М. – Сюита для флейты и фортепиано; Меркаданте С. – Концерт для флейты с оркестром e-moll; Рейнеке К. – Концерт для флейты с оркестром D-dur; Соната «Ундина» для флейты и фортепиано; Таффанель П. – Большая фантазия на темы из оперы «Миньон» для флейты и ф-но; Фантазия на темы из оперы «Вольный стрелок» для флейты и ф-но; Шуберт Ф. – Интродукция и вариации для флейты и фортепиано.

ХХ-XXI век: Бозза Э. «Агрестид» для флейты и фортепиано; «Образ» для флейты соло; Берио Л. – Секвенция для флейты соло; Денисов Э. – 4 пьесы для флейты и фортепиано; Соло для флейты; Дютийе А. – Сонатина для флейты и фортепиано; Дебюсси К. – Сиринкс для флейты соло; Жоливе А. – «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано; Концерт для флейты с оркестром; Зграйа К. – 3 виртуозных фламенко-этюда для флейты соло; Ибер Ж. – Концерт для флейты с оркестром; Казелла А. – Сицилиана и бурлеска; Карг-Элерт З. – Соната-аппассионата для флейты соло; Кларк Я. – «The great train race» для флейты соло; «Zoom tube» для флейты соло; Корнаков Ю. – Соната для флейты и фортепиано; Либерман Л. – «Soliloquy» для флейты соло; Соната для флейты и фортепиано; Концерт для флейты с оркестром; Мартину Б. – Соната №1 для флейты и фортепиано; Мучинский Р. – Соната для флейты и фортепиано; Нильсен К. – Концерт для флейты с оркестром; Пендерецкий К. – Концерт для флейты с оркестром; Прокофьев С. –Соната для флейты и фортепиано; Родриго И. – Концерт для флейты с оркестром; Санкан П. – Сонатина для флейты и фортепиано; Такимитсу Т. – «Голос» для флейты соло; Тактакишвили О. – Соната для флейты и фортепиано; Франсе Ж. – Дивертисмент для флейты и фортепиано; Фельд И. – Соната для флейты и фортепиано; Концерт для флейты с оркестром; Халфтер К. – «Дебла» для флейты соло; Хиндемит П. – Соната для флейты и фортепиано; 8 пьес для флейты соло; Холлигер Х. – e(cri)t для флейты соло; Соната (in)solit(air)e для флейты соло; t(air)e для флейты соло; Цыбин В. – Три концертных аллегро для флейты и фортепиано.

Требования приема- Флейта

Гл.КонцертыНовостиИнфо