Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Кларнет

Прием на программы ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Сольное исполнительство на духовых инструментах - кларнет) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».

Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:

1.     Исполнение концертной программы;

2.     Коллоквиум (собеседование).

1. Исполнение концертной программы. При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.

Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:

1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).

2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.

3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.

4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.

5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.

2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.

Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.

Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗа). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.

Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.

Поступающий должен:

– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

Примерная проблематика вопросов к 3 разделу и литература для самоподготовки (скачать PDF)

Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.

Критерии оценки ответа:

5

баллов

отлично

Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.

 4

балла

хорошо

Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.

3

балла

удовлетворительно

Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.

2

балла

неудовлетворительно

Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.

1

балл

неудовлетворительно

Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.

 

Исполнение творческой программы: программа состоит из разнохарактерных произведений различных стилей и жанров, включающих сочинения эпохи барокко или классицизма, романтизма и современную музыку (ХХ-ХХI век). Приветствуется исполнение сочинений отечественных композиторов. Продолжительность программы – 30-40 минут.

Барокко и Классицизм: Стамиц К. – Концерт для кларнета № 1 F-dur; Концерт для кларнета № 3 B-dur; Моцарт В. А. – Концерт для кларнета A-dur, КV622; Девьен Ф. – Соната для кларнета № 1; Соната для кларнета № 2; Крузель Б. – Концерт для кларнета № 1 Es-dur, ор.1; Концерт для кларнета № 2 f-moll, ор.5; Концерт для кларнета № 3 B-dur, ор.11;

Романтизм: Шпор Л. – Концерт для кларнета №1 до-минор ор.26; Концерт для кларнета № 2 Es-dur ор.57; Концерт для кларнета № 3 f-moll WoO 19; Концерт для кларнета № 4 e-moll WoO 20; Вебер К.М. – Концерт для кларнета № 1 f-moll, ор.73; Концерт для кларнета № 2 Es-dur, ор.74; Большой концертный дуэт ор.48; Россини Дж. – Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром; Шуман Р. – Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, ор.73; Брамс Й. – Соната для кларнета и ф-но №1 f-moll, ор.120; Соната для кларнета и ф-но № 2 Es-dur, ор.120;

Современная музыка, в том числе сочинения отечественных композиторов: Дебюсси К. – Рапсодия для кларнета с оркестром; Нильсен К. – Концерт для кларнета, ор.57; Василенко С. – Концерт для кларнета; Стравинский И. – Три пьесы для кларнета соло; Берг А. – 4 пьесы для кларнета и фортепиано ор.5; Хиндемит П. – Концерт для кларнета; Соната для кларнета и фортепиано; Кастельнуово-Тедеско М. – Соната для кларнета и ф-но, ор.128; Книппер Л. – Концерт для кларнета (посв. Р.О.Багдасаряну); Копленд А. – Концерт для кларнета; Томази А. – Концерт для кларнета; Бозза Э. – Концерт для кларнета; Буколика» для кларнета и фортепиано; Франсе Ж. – Концерт для кларнета; Тема с вариациями для кларнета и фортепиано; Санкан П. – Сонатина для кларнета и фортепиано; Бернстайн Л. – Соната для кларнета и фортепиано; Вайнберг М. – Соната для кларнета и фортепиано, ор.28; Чайковский Б. – Концерт для кларнета; Берио Л. – Секвенция IXa для кларнета соло; Донатони Ф. – «Клер» для кларнета соло; Олах Т. – Соната для кларнета соло; Штокхаузен К. – In freundshaft» для кларнета соло; Денисов Э. – «Paysage au clair de lune» для кларнета и фортепиано; Соната для кларнета соло; Артёмов В. – Соната для кларнета соло (посв. Р.О.Багдасаряну); «Confession» для кларнета соло (посв. Л.Н.Михайлову); Видман Дж. – Фантазия для кларнета соло;

Требования приема- Кларнет

Гл.КонцертыНовостиИнфо