Кафедра истории и теории исполнительского искусства

Исторической предшественницей кафедры истории и теории исполнительского искусства была кафедра истории и теории пианизма, открывшаяся в консерватории в 1930-е годы (одновременно с кафедрой специального фортепиано) по инициативе и под руководством Г. М. Когана. Тогда же определились основные учебно-научные направления деятельности, сохранившиеся по сей день: учебные курсы и исследования в области истории и теории исполнительства, курсы методики и соответствующие научные разработки, а также руководство педагогической практикой студентов-исполнителей. Сегодня на кафедре разработаны спецкурсы и для аспирантов фортепианного, вокального, оркестрового факультетов. В последующие годы кафедра постоянно расширяла сферу научных исследований и научно-методической работы, объединив специалистов в разных областях исполнительского искусства. Во главе кафедры неизменно стояли авторы известнейших монографий и учебных пособий по истории и теории исполнительства, создатели авторских курсов, замечательные педагоги — доктор искусствоведения А. А. Николаев (возглавлял кафедру до 1973 года), кандидат искусствоведения Н. А. Любомудрова, доктора искусствоведения Р. Р. Давидян, Т. А. Гайдамович. С 2004 года кафедрой руководит доктор искусствоведения, профессор В. П. Чинаев, которому принадлежат фундаментальные исследования в области истории фортепианного искусства и соответствующий авторский курс лекций.

С начала 1950-х годов кафедра становится ведущим учебно-методическим и научным центром страны по своему профилю, сохраняя этот статус по сей день. На кафедре работали уникальные специалисты в области науки о музыкальном исполнительстве, авторы учебных пособий по специальным курсам истории, теории и методики исполнительства, которые остаются основой и для ныне читаемых в консерватории и за ее пределами лекционных курсов: Г. М. Коган и А. А. Николаев, Л. С. Гинзбург и В. Ю. Григорьев, Н. А. Любомудрова, Т. А. Гайдамович.

Члены кафедры разрабатывают все основные направления науки об исполнительстве, создают учебные программы и пособия для разных исполнительских специальностей: по истории, теории и методике вокального искусства (доктор искусствоведения, профессор А. С. Яковлева, старший преподаватель К. И. Маргунова); истории и методике обучения на духовых инструментах (доктор искусствоведения, профессор В. В. Березин), по истории скрипичного, виолончельного и контрабасового искусства (доктор искусствоведения профессор В. О. Рабей, старший преподаватель В. И. Руденко, доцент А. Н. Селезнев, кандидат искусствоведения П. В. Седов, кандидат искусствоведения, профессор А. В. Раков), истории, теории и педагогике фортепианного искусства (кандидат искусствоведения, доцент С. В. Грохотов, кандидат искусствоведения, профессор А. А. Кандинский, кандидат искусствоведения, профессор А. М. Меркулов, кандидат искусствоведения, доцент Л. Е. Слуцкая, кандидат искусствоведения, доцент Н. П. Толстых).

Под эгидой кафедры проходят Музыкальные собрания школы Сектора педагогической практики в Музее им. Н. Г. Рубинштейна — ежегодные тематические концертные программы из малоизвестных сочинений русских композиторов XIX—XX веков.

Научная деятельность кафедры отличается активностью и разносторонностью, что отражается в многочисленных публикациях и выступлениях на всероссийских, межвузовских и консерваторских конференциях, в подготовке кафедральных и межкафедральных сборников научных трудов. Только в последние годы вышли из печати сборники, посвященные различным аспектам истории исполнительского искусства, в частности профессорам исполнительских классов Московской консерватории (вып. 1,2), проблемам интерпретации музыки барокко, вопросам исполнения музыкальной классики XX века, значению музыкальных инструментов и голоса в истории исполнительского искусства и другие.

Недавно кафедра истории и теории исполнительского искусства приступила к реализации новых творческих проектов. Начата подготовка первых выпусков многотомного издания коллективных монографий «Из истории исполнительского искусства». Проводятся открытые заседания кафедры — «Теоретические сессии», посвященные истории и современности исполнительского искусства.