Кафедра русского языка

Кафедра русского языка создана в 1985 году на базе секции русского языка, входившей в состав кафедры языков с 1958 года. Руководителем секции с 1970 года, а затем первой заведующей кафедры русского языка была доцент, кандидат философских наук Н. С. Власова, умело сочетавшая педагогическую и организаторскую деятельность. Под её руководством и при её участии были созданы первые учебные программы и учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся консерватории.

С 1991 по 2012 год кафедрой руководила профессор, кандидат философских наук Е. Я. Загорская, способствовавшая преемственности традиций, созданию единого творческого коллектива преподавателей. С 2012 года заведующей кафедрой является доцент Н. Н. Самохина, работающая на кафедре с 1979 года.

В настоящее время на кафедре работают доценты: Е. И. Басанская, Н. С. Земскова, Н. Р. Нефёдова, кандидат педагогических наук Е. П. Орлова, О. В. Пиляева, Н. Н. Самохина, кандидат культурологических наук И. И. Слуцкая, Е. В. Такташов, кандидат педагогических наук Т. В. Такташова, И. И. Ушакова, ведущий специалист И. Б. Фёдорова.

Основная задача кафедры — это преподавание русского языка как иностранного, обучение иностранцев языку как средству коммуникации в социально-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах общения. На кафедре ежегодно обучаются иностранные учащиеся из Австралии, Великобритании, Вьетнама, Греции, Испании, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Сербии, Турции, ЮАР, Японии и др. стран. Около 40 из них впервые приступают к изучению русского языка на подготовительном отделении, открытом в 1979 году. Студенты изучают русский язык с 1 по 5 курс и сдают государственный экзамен. Его изучение продолжается и в ассистентуре-стажировке. На кафедре также обучаются стажёры, прибывающие на короткие сроки. Для бакалавров проводится курс «Русский язык и культура речи». Преподаватели кафедры принимают вступительные экзамены по русскому языку и литературе.

Научно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на совершенствование педагогического процесса, создание целенаправленной и научно-обоснованной учебной литературы с учётом профессиональных интересов учащихся. Одним из приоритетных направлений в нашей научно-методической работе является совершенствование методики использования художественного текста на уроках русского языка. За последние годы преподавателями кафедры созданы пособия для студентов продвинутого уровня, направленные на развитие у них навыков чтения и анализа художественного текста, на углубление их культурологической компетенции. Важным направлением научно-методической работы кафедры является создание учебных пособий на материале языка специальности, так как иностранные студенты испытывают большие языковые трудности в процессе получения профессионального образования. Неоднократно издаётся пособие Н. Н. Самохиной «Готовимся читать учебники и слушать лекции по истории музыки». В 2012–2015 годах Е. П. Орлова, Н. Н. Самохина, Е. В. Такташов, Т. В. Таташова приняли участие в международном проекте по созданию языкового курса для студентов Евросоюза на мобильных устройствах «Speak&Learn» (17 европейских языков).

Для знакомства иностранных учащихся с историей и культурой России, кафедра ежегодно организует для них экскурсии в музеи Кремля, в мемориальные музеи русских писателей (музей А. С. Пушкина на Пречистенке, в музей А. С. Пушкина на Арбате, в музей Чехова в Москве и Мелихове, в музей Н. В. Гоголя, в музей М. А. Булгакова, в дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей С. И. Танеева в Дютьково  и другие. Накануне Дня Победы проводятся специальные уроки, демонстрируются фильмы, посвящённые Великой Отечественной войне.

Все события»