Лауреат государственной премии РСФСР (1990)
Член Европейской Академии (Academia Europaea, Лондон)
Член Союза композиторов России (1963)
Награжден Международной медалью Белы Бартока (1981), медалью «К 850-летию Москвы» (1998)
Человек года в Американском биографическом институте (1998)
Родился 14 августа 1932 г. в г. Рязани. Окончил Рязанское областное музыкальное училище. В 1949-1954 гг. учился на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории (специальный класс И. В. Способина). В 1960 г. окончил аспирантуру (руководитель — С. С. Богатырев).
В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию в виде монографии: «Современные черты гармонии Прокофьева» (опубликована в 1967 г.). В 1977 г. защитил докторскую диссертацию в виде монографии: «Очерки современной гармонии» (опубликована в 1974 г.). С 1963 г. член Союза композиторов CCCР (России). Неоднократно избирался в различные комиссии, был членом Правления Московского союза композиторов.
В разные годы выступал с лекциями, докладами, сообщениями на научных конференциях в различных учебных заведениях. Помимо Москвы — в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Киеве, Минске, Новосибирске, Ташкенте, Казани, Ростове-на-Дону и многих других городах. Многократно выступал за границей — в Берлине, Лейпциге, Кёльне, Штутгарте, Дрездене, Райнсберге, Пассау, Варшаве, Вене, Мёдлинге, Праге, Брно, Братиславе, Базеле, Софии, Риге, Вильнюсе, Таллинне, Бухаресте, Хельсинки, Лондоне, Глазго, Бристоле, Пекине, Новом Орлеане, Финиксе, Санта-Барбаре (США). Умер 24 апреля 2003 г. в г. Москве.
Педагогическая деятельность:
С 1960 г. работал на кафедре теории музыки Московской консерватории. С 1972 г. — доцент, с 1983 г. — профессор. Ряд лет преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории (1953-1980) и в Центральной музыкальной школе (до 1991 г.).
Преподавал суммарно все музыкально-теоретические дисциплины: гармонию, музыкальную форму, сольфеджио, элементарную теорию музыки, полифонию, инструментоведение, историю теоретического музыкознания, теорию современной композиции.
Сфера научных интересов: теория и история гармонии и музыкальной формы, современная музыка, история музыкальной науки, музыкально-теоретические системы, философия музыки.
Ученики:
Холопов явился основателем научной школы.
Это несколько поколений музыковедов самых разных специальностей (в том числе докторов и кандидатов искусствоведения): теоретики, педагогики-практики, историки (в том числе переводчики и комментаторы старинных трактатов), музыкальные критики, фольклористы, философы.од руководством Холопова были написаны и защищены 63 дипломные работы, 38 кандидатских диссертации, 14 учеников Холопова защитили докторские диссертации.
К 60-летию Холопова его учениками была издана юбилейная книга «Laudamus», редактор-составитель В. С. Ценова (М., 1992).
К 70-летию Холопова были опубликованы юбилейные книги «Magistro Georgio Septuaginta» (М.: Композитор, 2002) и SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (М., 2003).
К 75-летию Холопова был опубликован сборник статей и материалов AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. (М., 2008).
Научные труды. Издания. Публикации:
Всего опубликовано около 800 работ, более 300 не опубликовано.
Научные труды издавались в России и за рубежом: книги и брошюры — в Болгарии, Англии, Германии, Италии, Венгрии, Вьетнаме, Китае; статьи — в Германии, Польше, Болгарии, Англии, США, Швейцарии, Чехословакии, Румынии, Китае, Испании. С полным списком работ Холопова можно ознакомиться на официальном сайте.
Избранные научные труды:
Книги:
- О гармонии. М., 1961; Ханой, 1965 (на вьетнамском яз.)
- Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева. М., 1961 (в соавт. с В. Холоповой)
- Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967
- Очерки современной гармонии. М., 1974; Budapest, 1978 (расш. изд. на венг. яз.)
- Задания по гармонии: Учебное пособие для студентов композиторских отделений музыкальных вузов. М., 1983
- Антон Веберн. Жизнь и творчество [Т. 1]. М., 1984; Berlin, 1989 (на нем. яз.); Milano, 1990 (на итал. яз.) (в соавт. с В. Холоповой)
- Гармония: Теоретический курс. Учебник для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов. М., Музыка, 1988; 2-е доп. изд., СПб., 2003
- Эдисон Денисов. М., 1993; Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1995 (на англ. яз.) (в соавт. с В. Ценовой)
- Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 1. М., 1996
- Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 2. М., 2001
- Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М., 1998 (в соавт. с С. Курбатской)
- Музыка Веберна [Т. 2]. М., 1999 (в соавт. с В. Холоповой)
- Edison Denisov – the Russian Voice in European New Music (Эдисон Денисов – русский голос в европейской Новой музыке). Berlin, 2002 (на англ. яз.) (в соавт. с В. Ценовой)
- Гармония. Практический курс. Ч. 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. М., 2003; 2-е изд. испр. и доп. М., 2005
- Гармония. Практический курс. Ч. 2: Гармония XX века. М., 2003; 2-е изд. испр. и доп. М., 2005
- Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. редактор В. Ценова. М., 2005 (Глава 6. Гармония. Звуковысотная структура; Глава 10. Двенадцатитоновые техники; Глава 19. Смешанные техники; Заключение)
- Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006
- Музыкально-теоретические системы: Учебник для музыкальных вузов / Под ред. Т. Кюрегян и В. Ценовой. М., 2006
- Введение в музыкальную форму / Науч. ред. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2006; М., 2008
Статьи
- Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961, № 11; Muzica (Bucuresti). 1962, № 2 (на рум. яз.); Probleme de muzica (Bucuresti). 1962, № 2 (на рум. яз.)
- О современных чертах гармонии Прокофьева // Черты стиля С. Прокофьева. М., 1962
- Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М., 1962; Probleme de muzica (Bucuresti). 1963, № 6 (на рум. яз.)
- О теории Хиндемита // Советская музыка. 1963, № 10
- Учить современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 9
- Ладогармоническая система Мессиана // Советская музыка. 1965, № 10
- Формообразующая роль современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 11
- Пауль Хиндемит и его Ludus tonalis // Хиндемит П. Ludus tonalis. М., 1965; М., 1980 (новая ред.)
- О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966; Пекин, 1987 (на кит. яз.)
- Семен Семенович Богатырев // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории / Под общей ред. Т. Ф. Мюллера. М., 1966
- Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 1. М., 1966
- Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева // От Люлли до наших дней. М., 1967
- Классические структуры в современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М., 1967
- Изменение на понятието хармония в музиката на XX век (Изменение понятия гармонии в музыке XX века) // Българска музика (София). 1967, № 4 (на болг. яз.); Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1967, H. 3–4
- Об одном принципе школы И. В. Способина // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М., 1967
- Сквозное развитие в гармонических структурах сочинений Прокофьева // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М., 1967
- [Способин]: Лекции и практические задания по гармонии (на материале студенческих записей) // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М., 1967
- Лекции по курсу гармонии И. В. Способина // И. В. Способин. Лекции по курсу гармонии. М., 1969
- Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971; Res facta (Krakow). 1973, № 7 (на польском яз.)
- Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
- Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции и формообразования у Бетховена // Бетховен. Сб. статей. Вып. 1. М., 1971
- Семен Семенович Богатырев. Биографический очерк // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М., 1972
- Музыкальные сочинения С. С. Богатырева // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М., 1972 (в соавт. с В. Агафонниковым)
- Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. М., 1972
- Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов, 1972
- Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. М., 1972
- К problemu hudebnïho vnïmanï (К проблеме музыкального восприятия) // Hudebnï rozhledy (Praha). 1972, № 12 (на чеш. яз.)
- Выразительность тональных структур у П. И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973
- Die Spiegelsymmetrie in Anton Weberns Variationen für Klavier op. 27 (Зеркальная симметрия в Вариациях Веберна ор. 27) // Archiv für Musikwissenschaft (Wiesbaden). 1973, H. 1 (на нем. яз.); Музикални хоризонти (София). 1981, № 1–2 (на болг. яз); Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20
- Концертная форма у Баха // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974
- Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974; Probleme und Konzeptionen. Leipzig, 1977 (на нем. яз.)
- К problemu «narodniho» anebo co je ruskeho v ruske hudbe (К проблеме национального в музыке. Русское в русской музыке) // Opus musicum (Brno). 1975, № 2 (на чеш. яз.)
- Symmetrische Leitern in der Russischen Musik (Симметричные лады в русской музыке) // Die Musikforschung (Kassel). 1975, H. 4 (на нем. яз.)
- Ц. Когоутек и его книга «Техника композиции в музыке XX века» // Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. Пер. с чеш. яз. К. Иванова. Общая редакция и комментарии Ю. Рагса и Ю. Холопова. М., 1976 (в соавт. с К. Ивановым, Ю. Рагсом)
- Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
- Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978
- Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М., 1978; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
- Modulation und Formbildung. Zur Analyse des Allegretto scherzando aus der Sinfonie № 8 F-dur von Beethoven (Модуляция и формообразование. К анализу Allegretto scherzando из 8 симфонии, F-dur, Бетховена) // Bericht über den Internationalen Beethoven-Kongress Berlin – 1977. Leipzig, 1978 (на нем. яз.)
- Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979
- Развитие элементарных навыков научной работы при написании курсовых работ по анализу музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1979
- Пособие к написанию курсовых работ по анализу музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1979
- Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Сб. трудов Института им. Гнесиных. М., 1980
- Проблема новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания. М., 1981
- Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982; Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20 (на болг. яз.)
- Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982, № 2
- «Odipus Rex» von Igor Strawinsky («Царь Эдип» Игоря Стравинского) // Akademie der Künste der DDR. Arbeitshefte. Sektion Musik. Bd. 35. Berlin, 1982 (на нем. яз.)
- Кто изобрел 12-тоновую технику? // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века. Сб. трудов Института им. Гнесиных М., 1983
- Prinzipien der musikalischen Formbildung bei J. S. Bach. Die Struktur der Bachschen Fuge im Kontext der Enwicklung von Harmonik und Thematismus (О принципах формообразования у Баха. Форма баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1983. H. 2 (на нем. яз.); Некоторые проблемы музыкального формообразования в инструментальных сочинениях И. С. Баха // Музикални хоризонти (София). 1986, № 5 (на болг. яз); Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Науч. труды МГК. Cб. 37. М., 2003
- Антон Веберн // Музыка XX века. Очерки. В 2-х ч. 1890–1945. Ч. 2: 1917–1945. Кн. 4. М., 1984 (в соавт. с В. Холоповой)
- О книге С. Фейнберга // Фейнберг С. Судьба музыкальной формы. М., 1984 (в соавт. с С. Раппопортом)
- Как да се пее новата музика на XX век. Опит да се демонстрира методиката на единогласието (Как петь новую музыку XX века. Опыт демонстрации методики одноголосия) // Проблеми на образованието по изкуствата и культурата (София). 1984, № 2 (на болг. яз.); Воспитание музыкального слуха. М., 1985
- Художественият образ и параллелните квинти. Опит за разграничаване на теоретичното музикознание от херменевтиката (Художественный образ и параллельные квинты. Опыт разъединения теоретического музыкознания и герменевтики) // Музикални хоризонти (София). 1984, № 7 (на болг. яз.)
- К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
- О гармонии Г. Шютца // Генрих Шютц. М., 1985
- Edison Denissovi muusika (Музыка Эдисона Денисова) // Teater. Muusika. Kino. Tallinn, 1985, № 8 (на эстон. яз.)
- Музыкальный язык Шостаковича в контексте направлений музыки XX века // Kölner Beiträge zur Musikforschung. Bd. 150. Regensburg, 1986 (на нем. и рус. яз.)
- О понятии «симфонизм» // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986
- Die Harmonik im Frühwerk Strawinskys (О гармонии Стравинского раннего периода творчества) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1986, H. 4 (на нем. яз.)
- «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987; Школа знаменного пения. М., 2000, № 2
- В поисках новой красоты. Творчество Эдисона Денисова: Музыка и идеи // Музыка в СССР. 1988, Янв.-март (на рус. и англ. яз.)
- Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья первая // Советская музыка. 1988, № 9
- Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья вторая // Советская музыка. 1988, № 10
- Категории русского модального лада в многоголосной гармонии // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989
- Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М., 1989; Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20 (сокр. вариант на болг. яз.)
- Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М., 1989
- О музыке Рославца // Рославец Н. Первая соната. Вторая соната для фортепиано. М., 1990
- О системе музыкальных форм в симфониях Чайковского // Советская музыка. 1990, № 6
- Три предмета – три науки // Советская музыка. 1990, № 2
- Формы классического типа в музыке Шостаковича // Московский музыковед. Вып. 1. М., 1990
- Слово и метр в русской монодии // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов н/д., 1990
- Über die Kompositionsgrundsätze bei Frederic Chopin: das Rätsel des Finales der Sonate b-moll (О принципах композиции Ф. Шопена: загадка финала сонаты b-moll) // Chopin Studies-3. Warsaw, 1990 (на нем. яз.)
- Der Wert des Webernschen Schaffens (Ценность творчества Веберна) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1990, № 1 (на нем. яз.)
- Das Schaffen Prokofjews (Творчество Прокофьева) // Sergej Prokofjew. 11. April 1891 – 5. März 1953. Laaber, 1990 (на нем. яз.)
- Die Klaviersonaten (Фортепианные сонаты [Прокофьева]) // Там же
- Die Lieder (Вокальное творчество [Прокофьева]) // Там же
- Sowjetische Musik vor der «Perestroika» und «Perestroika» in der sowjetische Musik (Советская музыка до «перестройки» и «перестройка» в советской музыке) // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990 (на нем. яз.); Die Musik der Moderne (Geschichte der Musik, Band 3). Laaber, 2001
- Zahl als absolutes Zeichen des musikalischen Gegenstandes (Число как абсолютный знак музыкального сознания) // Zeichen (Theorie) in der Praxis: Abstracts. Passau, 1990 (на нем. яз.)
- Александр Мосолов и его фортепианная музыка // Мосолов А. Избранные сочинения для фортепиано. М., 1991
- А. Ф. Лосев и советская музыкальная наука // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991
- Музыкально-теоретическая концепция А. Ф. Лосева. Теория музыкального времени // Проблемы музыкальной теории. М., 1991
- Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992
- Über Weberns Begriffssystem der Formenlehre (О понятийной системе Веберна в учении о музыкальной форме) // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung (Basel). Januar 1992, № 5 (на нем. яз.)
- Prokofjews Schaffensmethode und zeitgenössische Probleme der Komposition (Творческий метод Прокофьева и современные проблемы композиции)// Kölner Beiträge zur Musikforschung. Band 175: Bericht über das Internationale Symposion «Sergej Prokofjew – Aspekte seines Werkes und der Biographie». Regensburg, 1992
- Артур Лурье и его фортепианная музыка // Артур Лурье. Произведения для фортепиано. М., 1993
- К понятию «советская музыка» // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам. М., 1993
- К проблеме музыкальной формы в древнерусской монодии // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Науч. труды МГК. Сб. 4. М., 1993
- Скрябин и гармония XX века // Ученые записки Гос. музея А. Н. Cкрябина. Вып. 1. М., 1993
- О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993, № 4
- Über den Begriff «Sowjetische Musik». Vorher und heute (О понятии «советская музыка». Прежде и теперь) // Musicologica Austriaca. Wien, 1993, № 12 (на нем. яз.)
- О ритмике русской монодии // Современные интерпретации проблем истории и теории русской музыки XVII – XIX веков. РАМ им. Гнесиных. Вып. 126. М., 1994
- Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente…-2»: Nine Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
- В поисках утраченной сущности музыки: Филипп Гершкович // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente…-3»: Eight Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
- Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente...-2»: Nine Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
- К единому полю звука: «№ 2» Карлхайнца Штокхаузена / Zur Einheit des Klangfeldes in Karlheinz Stockhausens Klavierstücken (Nr. 2) // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Symposion Leningrad 1990. Музыкальная культура в ФРГ. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994 (на рус. и нем. яз.); Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. М., 1995
- К понятию «музыкальная форма» // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994
- Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994
- Über die Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossew (О философии музыки А. Ф. Лосева) // Acta musicologica. 1994. Vol. 66, № 1 (на нем. яз.)
- Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 11. М., 1995
- Пентатоника как род интервальных систем // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995
- Что же делать с музыкальными формами Чайковского? // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти (1893–1993): Материалы науч. конференции. М., 1995
- Form in Shostakovich's instrumental works (Форма в инструментальном творчестве Шостаковича) // Shostakovich Studies. Cambridge Univ. Press, 1995 (на англ. яз.); Quodlibet. Madrid, 2002, febrero (на исп. яз.)
- Bemerkungen über die Metrik bei Chopin (Заметки о метрике Шопена) // Chopin Studies-5. Warsaw, 1995 (на нем. яз.)
- Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии // Музыкальная культура Cредневековья. Вып. 2. М., 1996; Школа знаменного пения. 1996, № 1
- Наши в Англии: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996; «Ex oriente...-1»: Ten Composers from the Former USSR. Berlin, 2002 (на англ. яз.)
- Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М., 1996
- Гармонический анализ. Методическая разработка к курсу гармонии // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов н/Д., 1997 (в соавт. с В. Ценовой)
- Тематический план специального курса гармонии в среднем звене // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов н/Д., 1997
- Гармония нового мира: Стравинский, Прокофьев, Шостакович // Русская музыка и XX век. М., 1997
- К введению курса «Теория современной композиции» (специальности: композиция, музыковедение) // Музыкальное образование в контексте культуры. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997
- О форме скерцо у Шуберта // Франц Шуберт. К 200-летию со дня рождения. М., 1997
- К проблеме гармонической нотации // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. Науч. труды МГК. Сб. 17. М., 1997
- Лады Шостаковича: структура и систематика // Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
- О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский. Сб. статей. М., 1997
- Hexaechos: the modal system of the old Russian Monody (Гексаих: ладовая система древнерусской монодии) // American Musicological Annual Meeting. Abstracts. Phoenix. Oct. 30 – Nov. 2, 1997 (на англ. яз.)
- «Знаки свыше» [о «Знаках на белом» Денисова] // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. М., 1998
- К анализу Первой фортепианной сонаты П. Булеза // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. М., 1998
- Месса // Григорианский хорал. Науч. труды МГК. Сб. 20. М., 1997; М., 2008
- [От составителя] // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998
- Музыка Веберна // Там же
- Путь Веберна к Новой музыке // Там же
- Вклад Веберна в музыку XX века // Там же
- Лекции Веберна о музыкальной форме 1934–1936 // Там же
- Эдисон Денисов и музыка конца века // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999
- К истории современной отечественной музыки: денисовская волна // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999
- Денисов и музыкальные формы // Пространство Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 23. М., 1999
- Музыка России: между AVANT и RETRO // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. Сб. 25. М., 1999
- Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию 12-тоновой музыки // Там же
- Музыка философии А. Ф. Лосева и наша современность // «Образ мира – структура и целое». Лосевские чтения. М., 1999, № 3
- Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., 1999; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
- «Сказка – ложь, намек невпрок», или Римский-Корсаков как зеркало антирусской революции // А. С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Ч. II. Владивосток, 1999
- Школа – XXI. Современная музыка в теоретических курсах вуза // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999
- Musik des 20. Jahrhunderts: ein Weg zur dritten Dimension? (Музыка 20 века: путь к третьему измерению?) // The Compositonal Principles. Theory and Practice. Vilnius, 1999 (на нем. яз.)
- Besonderheiten der Chopins Harmonik im ästhetischen Kontext der Frühromantik (Особенности гармонии Шопена в эстетическом контексте раннего романтизма) // II Miedzynarodowy kongres chopinowski. Abstracts. Warszawa, 1999 (на нем. яз.)
- Formy muzyczne Chopina w kontekscie estetycznych idei epoki (Музыкальные формы Шопена в контексте эстетических идей эпохи) // Dzielo Chopina jako zrodlo inspiracji wykonawczych. Warszawa, 1999 (на англ. и польск. яз.)
- Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М., 2000
- Кризис музыки XX века в ритме циклов истории // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000
- Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте культуры. Науч. труды РАМ им. Гнесиных. М., 2000
- Музыка: числа и красота // Компьютерра: Компьютерный еженедельник. 2000, 12 дек., № 45–46
- О музыке XX века // Musiqi dünyasi (Baku). 2000, № 3–4
- Карлхайнц Штокхаузен и Новая музыка XX века // Там же
- Новая музыка в хоре // Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 2001
- Музыкальная наука. Теория музыки // История современной отечественной музыки. Вып. 3. 1960–1990. М., 2001
- Философия А. Ф. Лосева и перелом в музыке XX века // Культура в эпоху цивилизованного слома: Материалы межд. науч. конференции. М., 2001
- Sonorik bei Karlheinz Stockhausen: ein musikhistorischer Aspekt (Сонорика у К. Штокхаузена. Музыкально-исторический аспект) // Musikos komponavimo principai. Teorija ir praktika. Vilnius, 2001
- Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научных конференций. Науч. труды МГК. М., 2002
- Modalität in Streichquartetten von Dmitri Schostakowitsch (Модальность в струнных квартетах Д. Шостаковича) // Schostakowitsch-Studien, Bd. 5. Schostakowitschs Streichquartette – Ein internationales Symposium (Studia slavica musicologica, Bd. 22). Berlin, 2002 (на нем. яз.)
- Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossev und Strukturanalyse des Musik-Phänomens (Философия музыки А. Ф. Лосева и структурный анализ феномена музыки) // 5-th European Music Analysis conference. University of Bristol, UK, 4–7 April 2002. Conference Program and Abstracts
- Структурные уровни гармонии // Musiqi dünyasi (Baku). 2002, № 1–2; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
- Категории лада и тональности в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. Науч. труды МГК. Сб. 32. М., 2002
- XVI – XX: Палестрина и... Денисов // Там же
- Теория музыки времен Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Там же (в соавт. с Р. Поспеловой)
- «Tonal oder atonal?» – о гармонии и формообразовании у Шёнберга // Арнольд Шёнберг: Вчера, сегодня, завтра. Науч. труды МГК. Сб. 38. М., 2002
- Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
- Циклы музыкальной истории // Циклы в истории, культуре, искусстве. М., 2002
- Новые формы новейшей музыки // Оркестр. Сб. статей и материалов в честь И. А. Барсовой. Науч. труды МГК. М., 2002
- «Ode to Napoleon Buonaparte»: serial? – or modal? – or tropal? – or newtonal? // Arnold Schoenberg in America. Bericht zum Symposium – Report of the Symposium, 2.–4. Mai 2001. Wien, 2002 (Journal of the Arnold Schoenberg Center 4/2002) (на нем. яз.)
- Мусоргский как мастер музыкальной формы: «Картинки с выставки» // Музыкальная культура: XIX – XX. М., 2002
- Обиходные лады и многоголосие // Христианская культура: прошлое и настоящее. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003
- О сущности музыки // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М., 2003
- Новый музыкальный инструмент: рояль // М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.-СПб., 2003
- Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004
- Проблемы греческой гармоники (Лекция по музыкально-теоретическим системам) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
- Философия гармоники Боэция (в соавт. с Р. Поспеловой) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
- К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
- Справочник по гармонии для поступающих на историко-теоретический факультет Московской консерватории (в соавт. с А. Клишиным) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
- Аристоксен. Элементы гармоники (фрагмент) / Перевод и примечания Ю. Холопова // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. М., 2006
- Стравинский и пути новаторства в музыке ХХ века // Cтравинский в контексте времени и места. Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. М., 2006
- Статьи для справочных и энциклопедических изданий
О русской и зарубежной музыке: Статьи. Материалы
Москва, 2022Антон Веберн о музыкальных формах. Учение о форме, представленное в анализах
Москва, 2020Учебная программа дисциплины «Музыкально-теоретические системы»
Москва, 2018О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы
Москва, 2015Музыкальные формы классической традиции
Москва, 2012Задачи по гармонии
Москва, 2011Век Мессиана: сборник статей
Москва, 2011Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3
Москва, 2009Григорианский хорал
Москва, 2008AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова
Москва, 2008Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии
Москва, 2007Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера
Москва, 2006Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских
Москва, 2006Введение в музыкальную форму
Москва, 2006Гармония: программа-конспект спецкурса для историко-теоретических факультетов вузов
Москва, 2005Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы научной конференции
Москва, 2004Гармония. Практический курс. Часть 1
Москва, 2003Гармония. Практический курс. Часть 2
Москва, 2003Гармонический анализ. В трех частях. Часть 2
Москва, 2001Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России
Москва, 2000Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки
Москва, 1998Гармонический анализ. В трех частях. Часть 1
Москва, 1996Эдисон Денисов
Москва, 1993Гармония: Теоретический курс
Москва, 1988Антон Веберн. Жизнь и творчество
Москва, 1984Из истории музыки и музыкознания за рубежом
Москва, 1981Очерки современной гармонии
Москва, 1974Современные черты гармонии Прокофьева
Москва, 1967Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева
Москва, 1961