Доленко
Елена Александровна

  • Годы работы: 2002 - 2009
  • Преподаватель
Доленко<br /> Елена Александровна

Родилась в г. Москве. Дочь Наталии Михайловны Доленко, пианистки и фортепианного педагога. Внучка генерал-лейтенанта Михаила Кирилловича Доленко, начальника войск связи Советской Армии (в конце 1950-х – начале 1960-х гг.).

В 1992 г. окончила Московскую детскую музыкальную школу им. Гнесиных (класс фортепиано Е. Я. Эстриной). После окончания в 1996 г. Академического музыкального училища при Московской консерватории поступила на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории.

В 2002 г. с отличием окончила Московскую консерваторию (классы М. А. Сапонова, Ю. Н. Холопова). В 2000-2001 гг. проходила обучение в Вене (Universität für Musik und darstellende Kunst) под руководством адъюнкт-профессора Герольда Грубера, в 2003-2004 гг. – в Берлине (Universität der Künste) под руководством профессора Вольфганга Динглингера.

Обладатель грантов ряда русских и зарубежных научных фондов. Член редколлегии издательского проекта «Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни, гибель» (совместно с руководителем проекта профессором И. А. Барсовой и И. А. Медведевой).

В мае 2006 г. была командирована в Высший институт искусств Гаваны (Куба) для установления научных связей между консерваторией и Высшим институтом искусств.

Преподаватель.
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Молодой Шёнберг» (Московская консерватория, 2003).
Член The Hector Berlioz Society (London).

 


Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность началась в 1994 г. в Московской детской музыкальной школе им. Гнесиных.
С 2002 по 2008 г. преподавала в Московской консерватории на кафедре теории музыки (полифония), с 2005 по 2009 г. — на кафедре истории зарубежной музыки.

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная сфера научных интересов связана с музыкой XX века, с проблемами музыкальной эстетики и философии музыки. Составление и редактирование
  • Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2002. 240 с. (15 печ. л.) / Науч. ред. Е. И. Чигарёва, Е. А. Доленко
Переводы
  • Шёнберг А. Основы музыкальной композиции / Пер., коммент. (с. 212-229), вступ. ст. (с. 8-24) Е. А. Доленко. Объем – 232 с. (14,5 печ. л.). М.: ПРЕСТ, 2000. Научный редактор Т. С. Кюрегян
  • Нефф С. Шёнберг и Гёте: органицизм и анализ // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2002. С. 115-141 / Пер. с англ. М. Криштала и Е. Доленко
  • Грубер Г. Моцарт Ханса Келлера и невербальный метод анализа музыки / Пер. с нем. и коммент. Е. А. Доленко // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Материалы научно-практической конференции 25-27 октября 2000 года / Отв. ред. Л. С. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. С. 191-200
  • Шёнберг А. Упражнения по композиции для начинающих / Пер. с англ., коммент. (с. 62-68) Е. А. Доленко; Науч. ред. Ю. Н. Холопов. М.: Классика-XXI, 2003. 68 с. 
  • Oreshnikov A. "Concert in the Manège. Recollection by a Contemporary" [Originally published in: Sovetskoye Iskusstvo, No. 45. September 29, 1937]. Translated with an introduction and notes by Elena Dolenko and John Ahouse, at Интернет-версия [2005]
  • Odoyevsky V. Russian articles and reviews by Vladimir Odoyevsky, compiled by Elena Dolenko and translated (with notes) by John Ahouse and Elena Dolenko // The Musical Voyager: Berlioz in Europe, ed. by Katharine Ellis and David Charlton. Berlin: Peter Lang, forthcoming 2006
Статьи в периодических изданиях и научных сборниках
  • Гектор Берлиоз в России // Музыкальное обозрение. 1994. № 3 (113). С. 3 
  • Выставка. [Рахманинов в изображении русских художников] // Музыкальное обозрение. 1994. № 2 (112). С. 3 
  • Связь времен. К 165-летию со дня рождения и к 100-летию со дня смерти А. Г. Рубинштейна // Информация Всероссийского музыкального общества. М., 1996. № 2 (30). С. 50-52
  • Концерт класса сольфеджио // Информация Всероссийского музыкального общества. М., 1996. № 2 (34). С. 44-45
  • Творчество без спонсора? Да // КЛУБ. 1997. № 3. С. 28-30
  • Гитарная Москва // КЛУБ. 1997. № 8. С. 8 
  • «Я рассчитываю прожить 125 лет...» (буклет к фестивалю в честь 125-летия со дня рождения А. Шёнберга). М.: МГК, 1999. С. 2-9
  • О трех загадках «Просветлённой ночи» // Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 221-226
  • Catechismus der Musikgeschichte – неизвестный Хуго Риман // Российский музыкант. 1999. № 2 (1196). С. 4 
  • У нас в гостях композитор Сергей Слонимский. «Чем человек отличается от тролля?» // Трибуна молодого журналиста. Приложение к газете Московской консерватории «Российский музыкант». 1999. № 5 (7). С. 1 
  • Музыкальный модерн: вчера, сегодня, завтра // Трибуна молодого журналиста. Приложение к газете Московской консерватории «Российский музыкант». 1999. № 9. С. 2 
  • Фабрика сенсаций, или почему рукописи не горят // Трибуна молодого журналиста. Приложение к газете Московской консерватории «Российский музыкант». 1999. № 1 (3). С. 1 
  • Времен связующая нить [О Николае Жиляеве] // Трибуна молодого журналиста. Приложение к газете Московской консерватории «Российский музыкант». 1999. № 3 (5). С. 1 
  • Критика одного опыта [О Николае Жиляеве] // Трибуна молодого журналиста. Приложение к газете Московской консерватории «Российский музыкант». 1999. № 4 (6). С. 1 
  • Арнольд Шёнберг и художники русского авангарда // Музыкальное обозрение. 1999. № 9 (189). С. 15 
  • Вперёд, к Шёнбергу! // Российская музыкальная газета. 1999. № 11 (40). С. 4 
  • Арнольд Шёнберг: «Я никогда не сдавался» // Искусство. 2000. № 14 (182). С. 2-4
  • Слияние звука и тишины (буклет к Вечеру хореографии Ролана Пети в Большом Театре). М.: Театралис, 2001. С. 19-23
  • «La Somnambula» по-венски // Большой Театр. 2001. № 8. С. 13 
  • Повесть о том, как поссорился Арнольд Шёнберг с Томасом Манном (к вопросу о полемике вокруг романа «Доктор Фаустус») // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2002. С. 186-202
  • Полюбит ли Турандот Калафа? // Большой Театр. 2002. № 7 (15). С. 2 
  • Н. С. Жиляев. Глебов о Скрябине (публикация, предисловие и примечания Е. А. Доленко) // Из истории русской музыкальной культуры. Сб. ст. памяти Алексея Ивановича Кандинского / Сост. Ю. А. Розанова, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина. М.: МГК, 2002. С. 167-177
  • Auf der Suche nach Reprise. «Ich bin hier angekommen, um heimzukehren!..» [Об ученике Берга и Веберна Филипе Гершковиче] in: KUNSTPUNKT [Wien]. 2002. № 24. S. 22 
  • Молодой Шёнберг: Автореферат дисс. ...канд. иск. / МГК. М., 2003. 23 с. 
  • Schoenberg. The Early Years. [Dissertation Abstract] // Music Theory Online. Vol. 9, Nr. 3, August 2003. (ISSN 1067-3040) Интернет-версия
  • В поисках репризы: о четырех книгах Филиппа Гершковича // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. (К 70-летию со дня рождения) / Ред.-сост. В. С. Ценова. М.: МГК, 2003. С. 209–218
  • Arnold Schönberg – Professor des Moskauer Konservatoriums? Auf den Spuren des Briefwechsels mit Alexander Weprik // Studia Musicologica Academiae Scientiarium Hungaricae. № 45 (2004), №№ 3-4. S. 459-468
  • Несколько наблюдений о структуре художественного времени в оркестровой пьесе Шёнберга op. 16 № 1 // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии / Материалы международной научной конференции 26-29 октября 2004 года. М., 2004. С. 110-120
  • Каденции – искусство изумлять (в соавторстве с Юрием Рубцовым) // Российский музыкант. 2006. № 4. С. 3 
  • Klangfarbenmelodie: "Идеальное определение еще не существующей музыки"? // Альфреду Шнитке посвящается... Вып. 5. М., 2006. С. 244-254
  • Куба – любовь моя // Российский музыкант. 2006. № 6. С. 3 
  • В гостях у Франка Фернандеса [Интервью с кубинским пианистом Франком Фернандесом] // Музыка и время. 2006. № 9 
  • Олег Киреев: Жизнь как импровизация [Интервью с саксофонистом Олегом Киреевым] // Музыка и время. 2006. № 12 
  • «Я хочу вернуться в Москву…» [Интервью с кубинским композитором Хорхе Лопесом Марином] // Музыкант-классик. 2006. № 8. С. 18-21
  • Hector Berlioz as Reflected in the Russian Press of his Time // The Musical Voyager: Berlioz in Europe, ed. by Katharine Ellis and David Charlton. Berlin: Peter Lang, forthcoming 2006
  • Жиляев Николай Сергеевич // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866 – 2006. Биографический энциклопедический словарь / Ред.-сост. М. В. Есипова. М., 2007
  • Венесуэльская El Sistema // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
Рецензии
  • Тридцать лет спустя. Рецензия на издание: Избранные письма Арнольда Шёнберга. Составитель Эрвин Штайн, пер. на русский язык Виктора Шнитке, общая редакция Михаила Друскина и Людмилы Ковнацкой, предисловие Людмилы Ковнацкой. СПб.: Композитор, 2001. // БОЛЬШОЙ. 2002. № 2. С. 73

Публикации о педагоге (рецензии):

  • Елена Петрикова. Зазвучало слово «Шёнберг». Избранный на «Лестнице Иакова» // НГ EX LIBRIS. Еженедельное приложение к «Независимой Газете». № 25 (236), 25 июля 2002 г. 
  • Юлия Векслер. Плыть против течения // Нижегородские новости. 20 июня 2002 г. С. 4 
  • Фёдор Софронов. Право на тайну // Русская мысль. 23-29 ноября 2000. № 4342. С. 16 
  • [Татьяна Колтакова] Новые книги // Филармоник. 2003. № 2. С. 10 
Контактный e-mail:  dolenko@inbox.ru