Очерки современной гармонии


  • Автор: Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Музыка, 1974
  • Тираж: 8000 экз.
  • К-во страниц: 287

Редактор Е. Мнацаканова.


Исследование посвящено некоторым важнейшим проблемам современной музыки. Автор анализирует произведения Д. Шостаковича, Н. Мясковского, И. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита, К. Дебюсси, М. Равеля и др., рассматривая стиль и особенности гармонического языка их творчества, на основе анализа делая выводы о сложившихся закономерностях современной гармонии.

Предисловие 3
Изменение понятия гармонии в музыке ХХ века 12 Историческое развитие понятия гармонии 14
Эволюция европейской тональной системы в XIX–XX веках 20
Основы современной гармонии 24
Необходимость системы 29
Зависимость между свойствами гармонического материала и характером функциональных отношений 30
Множественность систем конкретной высотной организации 38
Произвол или объективная закономерность? 39
Определение гармонии 43
Проблематика современной гармонии 45
Предпосылки и основы метода анализа современной гармонии 46
Объяснить или оправдать? 49
Полифоническая гармония 51

Гомофонная и полифоническая гармония 53
Гармоническое содержание одноголосия 56
Гармония в полифонии 66
Полифонизация гомофонной гармонии. Особые формы полифонической гармонии 82
Индивидуализация тонально-гармонических структур 95

Особый состав аккордов при обычной или усложненной тонике 103
Опора на нетонические аккорды 122
Особый аккорд в качестве центра системы 136
Особый мотив в качестве центра системы 143
Предпосылки индивидуализации гармонии 151
Вариации на тему: принцип современной гармонии 161

1. Дебюсси 163
2. Скрябин 178
3. Равель 188
4. Прокофьев 200
5. Хиндемит 210
6. Шостакович 224
7. Барток 246 8. Мясковский 274

Заключение 282

Автор(ы)


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации