Редактор Е. Мнацаканова.
Исследование посвящено некоторым важнейшим проблемам современной музыки. Автор анализирует произведения Д. Шостаковича, Н. Мясковского, И. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита, К. Дебюсси, М. Равеля и др., рассматривая стиль и особенности гармонического языка их творчества, на основе анализа делая выводы о сложившихся закономерностях современной гармонии.
Предисловие 3
Изменение понятия гармонии в музыке ХХ века 12 Историческое развитие понятия гармонии 14
Эволюция европейской тональной системы в XIX–XX веках 20
Основы современной гармонии 24
Необходимость системы 29
Зависимость между свойствами гармонического материала и характером функциональных отношений 30
Множественность систем конкретной высотной организации 38
Произвол или объективная закономерность? 39
Определение гармонии 43
Проблематика современной гармонии 45
Предпосылки и основы метода анализа современной гармонии 46
Объяснить или оправдать? 49
Полифоническая гармония 51
Гомофонная и полифоническая гармония 53
Гармоническое содержание одноголосия 56
Гармония в полифонии 66
Полифонизация гомофонной гармонии. Особые формы полифонической гармонии 82
Индивидуализация тонально-гармонических структур 95
Особый состав аккордов при обычной или усложненной тонике 103
Опора на нетонические аккорды 122
Особый аккорд в качестве центра системы 136
Особый мотив в качестве центра системы 143
Предпосылки индивидуализации гармонии 151
Вариации на тему: принцип современной гармонии 161
1. Дебюсси 163
2. Скрябин 178
3. Равель 188
4. Прокофьев 200
5. Хиндемит 210
6. Шостакович 224
7. Барток 246 8. Мясковский 274
Заключение 282