Клавесин.
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (клавесин)»
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа должна включать следующие произведения:
- • И. С. Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира»;
- • Одна или несколько пьес XVI – XVII вв. итальянского, немецкого, английского композитора; Примерный список авторов: Дж. Фрескобальди, И. Я. Фробергер, Я. П. Свелинк, У. Бёрд, Дж. Булл и др.;
- • Одно крупное или несколько небольших сочинений XVIII (сюиты, вариационные циклы, рондо, сонаты); Примерный список авторов: Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Ж. Дюфли, И. С. Бах, К. Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Й. Гайдн и др.;
- • Виртуозное произведение.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев и Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», например, № 662. Диктант может быть в свободной фактуре типа начальной в ноктюрнах Шопена №№ 1 и 3 (ор. 9).
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: Н. М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И. В. Способин «Сольфеджио».
Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.
Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.
Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий на фортепиано: построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене); игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот);
- • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов — романсы; С. С. Прокофьев — Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий;
III. Собеседование заключается в:
- • проверке знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • проверке общих знаний в области культуры и искусства;
- • проверке навыков чтения с листа.