Ударные
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (ударные инструменты)»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
- • «дробь двойными ударами» (double stroke roll) и «дробь с прижимом» (multiple bounce roll) в различных нюансах, с ускорением и последующим замедлением;
- • уверенное ритмически точное исполнение этюдов;
- • чтение с листа ритмических этюдов с употреблением синкоп, пауз, триольных, квинтольных, секстольных и септольных ритмов, уметь использовать различные нюансы.
Литавры
- • одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, ускоряя и замедляя;
- • тремоло в различных нюансах;
- • настройка интервалов: кварты, квинты и перестройка в пределах простейших интервалов;
- • этюды для литавр в различном характере;
- • чтение с листа несложных этюдов.
Ксилофон
- • все мажорные и минорные гаммы и арпеджио в мажорных и минорных тональностях, со сменой динамического нюанса;
- • тоническое трезвучие и все его обращения, доминантсептаккорд в мажорных тональностях и уменьшённый вводный септаккорд в минорных тональностях, со сменой динамического нюанса;
- • 2-3 разнохарактерных этюда;
- • пьесы: либо одна крупной формы (часть концерта), либо две средней и малой формы виртуозного характера;
- • чтение с листа небольших музыкальных отрывков в спокойном движении.
Маримба и (или) вибрафон
- • Одно произведение с обязательным использованием четырёх палочек, по выбору абитуриента.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода (8–12 тактов), содержащий отклонения в тональности I степени родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 10-12 раз.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», например, № 467.
Устно
- • пение мажорных и минорных гамм трех видов, ладов народной музыки, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы;
- • пение и определение на слух диатонических и альтерированных ступеней лада;
- • пение и определение на слух диатонических и хроматических интервалов, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
- • пение и определение на слух трезвучий (мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов: D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с обращениями.
Пение и определение на слух DD7 с обращениями и разрешениями в тональность и ее альтерированные разновидности — D7b5, ввD7, DD7#1, ввD7b3, DD7#1b5;
- • определение на слух модуляций в тональности I степени родства
Пример:
Мажор: I – II2 – D65 – T – D2 → IV6 – DD43#1b5– D – T – D43 – T=S DD65#1 – K64 – D7;
Минор: t – III – S – II43– вв D65b3 K64 D – t – III – S – t6 – D65 → IV=VI – II65 – DD43#1b5 – K64 – D7 – t – S64 – t;
- • пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности. Простые и сложные размеры; синкопы, триоли, дуоли.
Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с применением всех аккордов по программе музыкального училища.
Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий за фортепиано
- игра модуляций в форме периода в тональности I степени родства;
- игра разрешений всех диатонических септаккордов и их обращений;
- аккордов DD со всеми возможными альтернациями
- • гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
Примерная степень трудности: Л. Бетховен — первый период из II части 7 Сонаты; первые периоды в пьесах П. И. Чайковского «Январь», «Июнь», «Октябрь» из «Времен года»;
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в:
- • проверке знаний музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • проверке общих знаний в области культуры и искусства.