Арфа
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (арфа)»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
- Гаммы мажорные и минорные – простые и с двойными терциями, арпеджио простые, ломаные и в октаву, доминантсептаккорды простые, ломаные и в октаву;
- В. Поссе — 8 больших этюдов (№ 1, 8 — по выбору);
- А. Цабель — этюд двойными нотами (Сборник зарубежных этюдов под ред. Эрдели);
- Одно из следующих произведений:
• И. С. Бах — Д. Кабалевский Органная прелюдия d-moll,
• И. С. Бах — Н. Парфенов Органная прелюдия e-moll,
• Г. Ф. Гендель. Чакона;
- Одно произведение русского композитора.
Например:
• М. И. Глинка Вариации на тему В. А. Моцарта, Ноктюрн;
• Н. Раков. Сонатина;
• А. Балтин. Сонатина;
- Произведение крупной формы.
Например:
• А. Вивальди Концерт,
• В. Моцарт Концерт для флейты и арфы,
• Р. Глиэр Концерт,
• Г.Ф. Гендель — Н. Гранжани. Концерт для арфы.
Исполнение гамм и этюдов по выбору комиссии.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-е изд., М., 1976): № 595, 611.
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: Н. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», № 91, 92; И. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, № 46, 82.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», № 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», № 123, 126, 149. Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий на фортепиано:
- игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
- игра секвенций тональных и модулирующих (2—4 аккорда в звене);
- построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);
- • гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
Примерная степень трудности:
Л. ван Бетховен — Сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов — Романсы; С. С. Прокофьев — Гавоты (op. 12 № 2, или op. 25 из Первой симфонии);
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в:
- • проверке знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • проверке общих знаний в области культуры и искусства.