Труба, натуральная труба
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (труба)»
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.
Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Абитуриент, должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение гамм по выбору комиссии), арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость.
Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
- • Один этюд по нотам из пяти приготовленных или один наизусть (В. Вурм, В. Брандт, Ж. Арбан, В. Щелоков, Д. Гинецинский, С. Баласанян и др.);
- • Два небольших произведения различного характера
или
- • Одно сочинение крупной формы.
Например:
- И. Гуммель — Концерты (I или II, III чч.);
- Й. Гайдн — Концерт (I или II, III чч.);
- Т. Альбиони — Концерт (I или II, III чч.);
- Г. Гендель — Концерт I ч;
- А. Арутюнян — Концерт;
- В. Щелоков — Концерт № 1 (I или II, III чч.), Концерт № 2 (I ч.);
- В. Щелоков — Этюд № 1 и № 2;
- А. Пескин — Концерт № 1 (I или II и III чч.), Концертное аллегро;
- Дж. Энеску «Легенда»;
- Э. Бозза — «Сельские картинки»;
- О. Беме — Концерт (I или II, III чч.);
- А. Гедике — Концерт и др.
Программа исполняется целиком на современном инструменте.
При выборе репертуара для вступительного экзамена абитуриент должен ориентироваться на списки произведений, рекомендуемые поступающим на оркестровый факультет.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально- теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода (8–12 тактов), содержащий отклонения в тональности I степени родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 10-12 раз.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 467.
Устно
- • пение мажорных и минорных гамм трех видов, ладов народной музыки, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы;
- • пение и определение на слух диатонических и альтерированных ступеней лада;
- • пение и определение на слух диатонических и хроматических интервалов, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
- • пение и определение на слух трезвучий (мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов: D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с обращениями. Пение и определение на слух DD7 с обращениями и разрешениями в тональность и ее альтерированные разновидности — D7b5, ввD7, DD7#1, ввD7b3, DD7#1b5;
- • определение на слух модуляций в тональности I степени родства
Пример:
Мажор: I – II2 – D65 – T – D2 → IV6 – DD43#1b5 – D – T – D43 – T = S DD65#1 – K64 – D7;
Минор: t – III – S – II43– вв D65b3 K64 D – t – III43 – S – t6 – D65 → IV = VI – II65 – DD43#1b5– K64 – D7 – t – S64 – t;
- • пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности. Простые и сложные размеры; синкопы, триоли, дуоли.
Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с применением всех аккордов по программе музыкального училища.
Время написания работы — два часа.
Устно
- выполнение заданий на фортепиано:
- игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
- игра разрешений всех диатонических септаккордов и их обращений;
- аккордов DD со всеми возможными альтерациями
- гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
- гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
Примерная степень трудности: Л. Бетховен — первый период из II части 7 Сонаты; первые периоды в пьесах П. И. Чайковского «Январь», «Июнь», «Октябрь» из «Времен года»;
- ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в проверке:
- • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
- • общих знаний в области культуры и искусства;
- • навыков чтения с листа.