Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Худ. рук. академическим хором

Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

Художественное руководство академическим хором

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

I.Творческое испытание;

II. Профессиональное испытание;

III. Собеседование;

IV. Русский язык;

V. Литература.

I. Творческое испытание состоит из исполнения программы по специальности (под фортепиано и с хором) и устной проверки профессиональных знаний, умений и навыков.

Дирижирование под фортепиано двумя произведениями (одно — a cappella, другое с сопровождением), контрастными по выразительным средствам.

Работа с хором (15 минут) над произведением a cappella, из числа предложенных комиссией (по жребию).

Примерная сложность произведения для работы с хором:

  • П. Чайковский, «Ночевала тучка золотая»;
  • С. Танеев, «Серенада»;
  • Р. Шуман, «Вечерняя звезда»;
  • Ф. Мендельсон, «Подснежник» и т. п.

Устная проверка:

  • знаний музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • умений рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • общих знаний в области культуры и искусства.

II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио, гармония) в письменной и устной форме.

Сольфеджио

Письменно

Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада.

Время записи — 25–30 минут, количество проигрываний — 8–10.

Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Д. Блюм. «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 826, 866, 872.; Т. Мюллер «Двух- и трехголосные диктанты». М., 1978. №№ 78, 132.

Устно

  • пение и определение на слух любых интервалов (взятых изолированно и в тональности), всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты;
  • пение и определение на слух однотональных и модулирующих построений (включая тональности I степени родства);
  • определение на слух модуляций в далекие тональности с постепенным возвращением через тональности I степени родства;
  • пение с листа: одноголосной мелодии в мажоре с альтерацией отдельных ступеней и модуляции в родственные тональности, в простых и сложных размерах, включая различные ритмические трудности; одноголосной народной песни в народных ладах; двухголосных примеров гармонического и полифонического склада, включающих мелодическую фигурацию и хроматизмы; трехголосных примеров гармонического склада (один голос играть, другой петь).

Примерная трудность заданий: Н. Ладухин. «Одноголосное сольфеджио», М., 1962, №№ 92, 113; И. Способин. «Двухголосное сольфеджио», М., 1960, №№ 103, 104, 112.

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех видов диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты (DD), а также модуляций и отклонений в тональности I степени родства.

Примеры задач см. в сборниках: А. Мутли. Задачи по гармонии, М., 1964, №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов. Задачи по гармонии, М., 1974 (1994), №№ 123, 126, 149.

Время написания работы — 2 часа.

Устно

  • выполнение заданий за фортепиано — построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих, 2–4 аккорда в звене; игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода. Для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот;
  • гармонический анализ с листа произведений разных стилей Примеры: Л. Бетховен — сонаты для фортепиано; П. Чайковский — «Времена года»; М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов — романсы; В. Калинников, П. Чесноков, С. Танеев, Р. Щедрин — хоры;
  • ответы на теоретические вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

III. Собеседование заключается в:

1. проверке знаний музыкальных произведений и литературы о музыке;

2. исполнении программы по фортепиано, например:

  • Полифоническое произведение (например, И.С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович – прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т.д.);
  • Произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т.д.)
  • Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора)

3. чтении с листа:

  • в 2 руки — произведение средней трудности;
  • в 4 руки — симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта.

Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.

Требования приема- Худ. рук. академическим хором

Гл.КонцертыНовостиИнфо