Худ. рук. академическим хором
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»
Художественное руководство академическим хором
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
I.Творческое испытание;
II. Профессиональное испытание;
III. Собеседование;
IV. Русский язык;
V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения программы по специальности (под фортепиано и с хором) и устной проверки профессиональных знаний, умений и навыков.
Дирижирование под фортепиано двумя произведениями (одно — a cappella, другое с сопровождением), контрастными по выразительным средствам.
Работа с хором (15 минут) над произведением a cappella, из числа предложенных комиссией (по жребию).
Примерная сложность произведения для работы с хором:
- П. Чайковский, «Ночевала тучка золотая»;
- С. Танеев, «Серенада»;
- Р. Шуман, «Вечерняя звезда»;
- Ф. Мендельсон, «Подснежник» и т. п.
Устная проверка:
- знаний музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- умений рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- общих знаний в области культуры и искусства.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио, гармония) в письменной и устной форме.
Сольфеджио
Письменно
Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада.
Время записи — 25–30 минут, количество проигрываний — 8–10.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Д. Блюм. «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 826, 866, 872.; Т. Мюллер «Двух- и трехголосные диктанты». М., 1978. №№ 78, 132.
Устно
- пение и определение на слух любых интервалов (взятых изолированно и в тональности), всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты;
- пение и определение на слух однотональных и модулирующих построений (включая тональности I степени родства);
- определение на слух модуляций в далекие тональности с постепенным возвращением через тональности I степени родства;
- пение с листа: одноголосной мелодии в мажоре с альтерацией отдельных ступеней и модуляции в родственные тональности, в простых и сложных размерах, включая различные ритмические трудности; одноголосной народной песни в народных ладах; двухголосных примеров гармонического и полифонического склада, включающих мелодическую фигурацию и хроматизмы; трехголосных примеров гармонического склада (один голос играть, другой петь).
Примерная трудность заданий: Н. Ладухин. «Одноголосное сольфеджио», М., 1962, №№ 92, 113; И. Способин. «Двухголосное сольфеджио», М., 1960, №№ 103, 104, 112.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех видов диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты (DD), а также модуляций и отклонений в тональности I степени родства.
Примеры задач см. в сборниках: А. Мутли. Задачи по гармонии, М., 1964, №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов. Задачи по гармонии, М., 1974 (1994), №№ 123, 126, 149.
Время написания работы — 2 часа.
Устно
- выполнение заданий за фортепиано — построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих, 2–4 аккорда в звене; игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода. Для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот;
- гармонический анализ с листа произведений разных стилей Примеры: Л. Бетховен — сонаты для фортепиано; П. Чайковский — «Времена года»; М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов — романсы; В. Калинников, П. Чесноков, С. Танеев, Р. Щедрин — хоры;
- ответы на теоретические вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в:
1. проверке знаний музыкальных произведений и литературы о музыке;
2. исполнении программы по фортепиано, например:
- Полифоническое произведение (например, И.С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович – прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т.д.);
- Произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т.д.)
- Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора)
3. чтении с листа:
- в 2 руки — произведение средней трудности;
- в 4 руки — симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта.
Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.