Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Худ. рук. оперно-симфоническим оркестром

1.     Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

I. Творческое испытание;

II. Профессиональное испытание;

III. Собеседование;

IV. Русский язык;

V. Литература.

I. Творческое испытание состоит из исполнения программы по специальности с оркестром и устной проверки профессиональных знаний, умений и навыков.

Работа с оркестром — репетиция (не более 15 минут).

Произведение определяется абитуриентом по выбору из следующего списка:

  1. Й. Гайдн. Симфонии № 102, 103, 104.
  2. В. А. Моцарт. Симфонии № 38, 39, 40; Увертюры к операм «Свадьба Фигаро», «Идоменей».
  3. Л. ван Бетховен. Симфонии № 1, 2, 7, 8; Увертюры «Эгмонт», «Творения Прометея».
  4. Ф. Шуберт. Симфонии № 5, 8 (Неоконченная).
  5. К.М. Вебер. Увертюра к опере «Оберон».
  6. Ф. Мендельсон. Симфонии № 3, 4.
  7. И. Брамс. Симфонии № 1, 2, 3.
  8. Р. Шуман. Симфония № 4.
  9. М. И. Глинка. Вальс-фантазия, Фантазия на две русские темы «Камаринская».
  10. П. И. Чайковский. Симфонии № 4, 5; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  11. Н. А. Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста».
  12. С. С. Прокофьев. Симфония № 1.

Устная проверка:

  • • исполнить 2-3 произведения на любом инструменте, которым владеет абитуриент;
  • • проанализировать произведения, подготовленные для экзаменов по дирижированию;
  • • знать партитуру и инструменты симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, основные выразительные средства);
  • • прочесть (на фортепиано) отрывок несложной симфонической партитуры;
  • • проверка слуха и узкоспециализированных знаний.

Произведения музыкальной литературы, знание которых обязательно для коллоквиума по специальности:

  1. И. С. Бах Одна из оркестровых сюит, два Бранденбургских концерта, один скрипичный концерт.
  2. Й. Гайдн Симфонии № 7, 45, 99, 100, 103.
  3. В. А. Моцарт Три последние симфонии. Увертюры к операм: «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
  4. Л. Ван Бетховен Все симфонии. Увертюры «Эгмонт», «Леонора» № 3, «Кориолан», «Прометей». Концерты для фортепиано с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром.
  5. К. М. Вебер Увертюры к операм «Оберон», «Вольный стрелок», «Эврианта».
  6. Ф. Шуберт Симфонии № 8, 9. Увертюра к драме «Розамунда».
  7. Ф. Мендельсон Симфонии № 3, 4. Увертюры «Фингалова пещера», «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром.
  8. Дж. Россини Опера «Севильский цирюльник»
  9. Ф. Лист «Прелюды», «Тассо». Первый концерт для фортепиано с оркестром. Симфония «Фауст»
  10. Й. Брамс Все симфонии.
  11. Р. Вагнер Увертюра к операм: «Летучий голландец», «Риенци», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступления к операм: «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда».
  12. Г. Берлиоз Фантастическая симфония.
  13. Ш. Гуно Опера «Фауст».
  14. Ж. Бизе Кармен, музыка к драме «Арлезианка».
  15. А. Дворжак Симфония ор. 95 («Из Нового света»).
  16. К. Дебюсси «Море», «Образы» для оркестра.
  17. М. Равель. Испанская рапсодия, Вальс, Болеро.
  18. Р. Штраус. «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот».
  19. П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис».
  20. Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты, Концерт для оркестра.
  21. Г. Малер. Несколько симфоний, в т. ч. № 1 и «Песнь о земле».
  22. М. И. Глинка. «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская», Испанские увертюры, Вальс-фантазия.
  23. А. С. Даргомыжский. Опера «Русалка».
  24. А. П. Бородин. Вторая симфония, опера «Князь Игорь».
  25. М. П. Мусоргский. «Борис Годунов», «Хованщина», «Ночь на Лысой горе».
  26. Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио.
  27. П. И. Чайковский. Симфония № 2 (I часть), Симфония № 5 (I и II части), Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  28. А. К. Глазунов. Торжественная увертюра, Симфонии № 4, 5, 6 (I части).

II. Профессиональное испытание включает в себя письменные работы по сольфеджио (диктант), гармонии (задача) и устную проверку знаний по сольфеджио, гармонии и анализу музыкальных произведений.

Сольфеджио

Письменно

Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада в песенной форме, содержащий отклонения в тональности недиатонического родства, транспонирующие секвенции, элементы хроматической тональности, сложные формы разрешения задержаний, интонационную систему и ритмику, характерную для современной музыки.

Время записи — до 30 минут, количество проигрываний — 10.

Устно

  • • пение с листа одно-четырехголосных примеров, с модуляциями, мажоро- минорными оборотами, энгармонизмом и другими гармоническими формами, соответствующими темам Учебника гармонии (авторы: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов), а также с ритмическими и интонационными трудностями, типичными для музыки XX века;
  • • пение без подготовки мелодической или гармонической модуляции на заданный начальный оборот;
  • • определение на слух гармонического построения, содержащего отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства (вторая и третья степень), энгармонизм септаккордов или трезвучий, аккордику мажоро-минорной системы (последовательности в объеме 30–35 аккордов).

Гармония

Письменно

Гармоническая задача в песенной форме, с энгармонической модуляцией, хроматическими и транспонирующими секвенциями, органными пунктами и другими гармоническими средствами, включающими весь курс «бригадного» учебника гармонии. Возможно также условие задачи с применением полифонических приемов, например, канона в репризе или канонической секвенции в середине формы (об этом должно быть сообщено абитуриентам перед началом экзамена в общей форме, без уточнения интервала и времени вступления голосов).

Время написания работы — 2 астрономических часа (120 минут).

Устно

  • • выполнение заданий за фортепиано — игра модуляций постепенных и внезапных (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного септаккорда, а также малого мажорного септаккорда со всевозможными альтерациями и с секстой, малого с уменьшенной квинтой и малого минорного септаккордов). При выполнении задания экзаменатором может быть предложено начало для модулирующего построения, дан определенный аккорд для внезапной модуляции или указан нестандартный тональный план, который необходимо реализовать при выполнении модуляции;
  • • вопросы по курсам теории музыки, гармонии, инструментоведения, полифонии, включая звукоряды натуральных ладов (в частности, эолийского, локрийского, с увеличенной секундой, переменного, пентатоники и др.), звукоряды некоторых симметричных ладов (целотонного, тон-полутон, увеличенного типа 2.1.1, дважды мажорного или «лада Петрушки»), «лады Шостаковича»: понятие об основных законах гармонии XX века (с побочными тонами, квартаккорды, квинтаккорды, кластеры, двутерцовые, «Прокофьевская доминанта», «прометеевское шестизвучие», полиаккорды, полилады, диссонантные устои, сложные тоники; основные техники композиции XX века (понятие о новой тональности, модальности, центральном созвучии, серийности, сонорике, алеаторике, электронной музыке), современные смешанные техники композиции.

Анализ музыкальных произведений

Устный анализ строения образных и композиционных особенностей музыкальных произведений средней трудности. Детально анализируются гармония и музыкальная форма сочинения, остальные составляющие музыкальной композиции – мелодика, ритмика, фактура, инструментальный состав – рассматриваются в общем плане. Примеры музыкальных произведений для анализа:

  • • И. С. Бах — Прелюдии из «Хорошо темперированного клавира», номера из кантат;
  • • В. Моцарт, Л. Бетховен — сонаты, фантазии, концерты;
  • • Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Скрябин (до op. 58) — фортепианные пьесы;
  • • Р. Вагнер, Ж. Бизе, Д. Верди, Д. Пуччини, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Танеев, Н. Римский-Корсаков — отдельные сцены и фрагменты из опер;
    Отдельные сочинения XX века:
  • • П. Хиндемит («Ludus tonalis», Сюита «1922»);
  • • Б. Барток («Микрокосмос»);
  • • Н. Мясковский («Пожелтевшие страницы», «Воспоминания»);
  • • С. Прокофьев (фортепианные сюиты из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», 10 пьес op. 12;
  • • Д. Шостакович (24 прелюдии op. 34).

III. Собеседование заключается в:

1. Исполнении программы по специальности под фортепиано.

Дирижирование под фортепиано двумя разнохарактерными произведениями (в быстром и медленном темпах).

Примерная степень трудности: увертюра В. А. Моцарта и медленная часть симфонии или сюиты П. И. Чайковского и т. п.

Два произведения можно заменить одним, содержащим различные темпы, размеры и прочие характеристики, предоставляющие абитуриенту возможность продемонстрировать уровень владения различной техникой дирижирования и понимание смысла исполняемой музыки, например: К. М. Вебер — Увертюра «Оберон», П. И. Чайковский — Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфонии Вторая, Пятая (I части) и др.

2. Проверке знаний музыкальных произведений и литературы о музыке.

Список произведений по зарубежной музыкальной литературе:

Композитор Произведения Примеры
И.С. Бах Хорошо темперированный клавир — несколько прелюдий и фуг.

I том: C-dur, c-moll, D-dur, e-moll, B-dur;

II том: D-dur, d-moll, f-moll, fis- moll

  Хроматическая фантазия и фуга BWV 901  
  Итальянский концерт BWV 971  
  Органные обработки церковных песен (хоральные прелюдии) 2–3 по выбору — Ich ruf zu dir...  BWV 639, f-moll (Edition Peters, V; S. 33, Nr. 30); Wer nur den lieben Gott... BWV 642, a-moll (Edition Peters, V; S. 57, No. 54); Wachet auf, ruft uns die Stimme... BWV 645, Es-dur (Edition Peters, VII; S. 72, No. 57)
  Месса h-moll BWV 232 I часть — полностью; из «Символа Веры» (II часть) — Credo, Et incarnatus est, Crucifixus, Et resurrexit; III часть (Sanctus); из IV части — Agnus Dei, Dona nobis pacem
  «Страсти по Матфею» BWV 244

из I части: первый хор;  предательство Иуды и ария сопрано «Blute nur» (h-moll); Тайная вечеря — включая хорал «Ich bin`s», до accompagnato и арии сопрано «Ich will dir mein Herze schenken» (G-dur); появление Иисуса с учениками в Гефсиманском саду, речитатив с хоралом «O Schmerz!» и ария тенора с хором «Ich will bei meinem Jesu wachen» (c-moll); пленение Иисуса — включая дуэт сопрано и альта с хором «So ist mein Jesus nun gefangen» и хор «Sind Blitze, sind Donner»; заключительный хор.

Из II части: Ария альта с хором, accomagnato и ария тенора «Geduld» (a-moll); раскаяние Петра и ария альта «Erbarme dich» (h-moll); раскаяние Иуды и ария баса «Gebt mir meinem Jesum wieder» (G-dur); суд Пилата — включая хор-turba «Lass ihn kreuzigen» и ария сопрано «Aus Liebe» (a-moll); смерть Иисуса (BWV 71 – 73); последний accompagnato всех солистов с хором «Nun ist der Herr zur Ruh gebracht»; заключительный хор.

Г. Ф. Гендель «Самсон» I акт — № 1 (увертюра), № 3 (хор «Awake the trumpet's lofty sound»), № 7 (ария Филистимлянки «Then free from sorrow», h-moll), № 9 (ария Самсона «Torments, alas!», c-moll), № 13 (ария Самсона «Total eclipse!», e-moll), № 14 (хор израильтян «Oh first created beam!»). II акт — №№ 34-35 (ария Михи «Return, return» с хором «To dust his glory» Es-dur), № 37 (ария Далилы «With plaintive notes», G-dur), №№ 41-42 (дуэт Далилы и Филистимлянской девы «My faith and truth» и хор дев «Her faith and truth» h-moll), № 45 (дуэт Самсона и Далилы «Traitor to love!» A-dur). III акт — №№ 75-78 (сцена разрушения храма).
  Concerti grossi, op. 6  
К. В. Глюк «Орфей» I акт — хор пастухов и пастушек и ария Орфея; II акт — сцена Орфея с фуриями; III акт — ария Орфея.
Й. Гайдн Симфонии Сорок пятая, Сто третья, Сто четвертая
В. А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро», KV 492 Увертюра;  из I акта — первый дуэттино Фигаро и Сюзанны, каватина и ария Фигаро, ария Керубино; из II акта — каватина Графини, ариетта (canzona) Керубино, финал; из IV акта — ария Фигаро, ария Сюзанны, финал.
  Опера «Дон Жуан» KV 527 Увертюра; из I акта интродукция, ария Лепорелло, дуэттино Дона Жуана и Церлины, ария Дон Жуана, финал; из II акта — канцонетта Дон Жуана «Deh, vieni alla finestra», финал.
  Симфония соль минор, KV 550 (№ 40)  
 

Клавирные сонаты: A-dur KV 300i/331, c-moll KV 457.

Фантазия для клавира c-moll KV 475

 
Л. Бетховен

Симфонии №№ 3, 5, 6

Симфонии №№ 1, 2, 9 — общее знакомство

Увертюра «Эгмонт»

 
  Фортепианные сонаты op. 13 (c-moll) «Patétique»; op. 26 (As-dur); op. 27 № 2 (cis-moll) «Quasi una fantasia»; op. 31 № 2 (d-moll); op. 53 (C-dur); op. 57 (f-moll) «Appassionata»; op. 110 (As-dur); op. 111 (c-moll)
Ф. Шуберт  Симфония h-moll «Неоконченная»  
   Песни  «Маргарита за прялкой», баллада «Лесной царь»
    «Прекрасная мельничиха»  «В путь», «Куда?», «Любопытный», «Нетерпение», «Охотник», «Любимый цвет», «Мельник и ручей», «Колыбельная песня ручья».
    «Зимний путь»    «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Шарманщик».
   «Лебединая песнь»  «Двойник»
    Фортепианное творчество — общее знакомство.  Музыкальные моменты,  экспромты, соната A-dur
 Дж. Россини «Севильский цирюльник»  Увертюра; из I акта — канцона Альмавивы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Дона Базилио (La calunnia), квинтет «Buona sera», финал.
 Ф. Мендельсон-Бартольди

Увертюра «Сон в летнюю ночь»

Скрипичный концерт e-moll

«Песни без слов» — 3-4 (по выбору)

 
 Р. Шуман  Фортепианные произведения  «Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Фантастические пьесы» (ор. 12)
   Вокальный цикл «Любовь поэта»  
 К. М. Вебер   «Вольный стрелок» Увертюра; из I акта — интродукция, вальс и ария Макса; из II акта — сцена и ария Агаты, финал (сцена в «Волчьей долине»); из III акта — антракт, народная песня, хор охотников, финал.
Ф. Шопен Мазурки три–четыре по выбору — ор. 17 № 4, ор. 41 № 4, ор. 53 № 3, ор. 57 № 2, ор. 63 № 3
   Прелюдии   №№ 1, 7, 14, 15, 20, 24.
   Ноктюрны один – два по выбору — cis- moll, Des-dur, c-moll.
   Этюды один – два по выбору — op. 10 № 12, op. 25 № 1.
    Полонезы один по выбору — op. 40 № 2 c-moll, op. 44 fis-moll.
 

 Первая Баллада

Вторая соната

 
 Ф. Лист  «Прелюды»  
   Венгерские рапсодии  одна – две по выбору — №№ 2, 6, 12, 15
    «Годы странствий»   «Часовня Вильгельма Телля», «На берегу ручья», «Долина Обермана», «Женевские колокола», «Обручение», «Сонет Петрарки № 104».
 Р. Вагнер  «Тангейзер»  Увертюра; хор странников, романс Вольфрама из III акта.
   «Лоэнгрин»  Из I акта — вступление, выход и сон Эльзы, прибытие Лоэнгрина; из II акта — вступление; из III акта — свадебный хор, сцена Эльзы и Лоэнгрина, рассказ Лоэнгрина.
   Тетралогия «Кольцо нибелунга»  Знакомство с отдельными  сценами — Полет валькирий, Траурный марш Зигфрида
 Дж. Верди  «Риголетто»   Вступление; из I акта — баллада Герцога, ария Джильды, хор «Тише, тише»; из II акта — сцена и ария Риголетто; из III акта — песенка Герцога и квартет.
   «Аида» Из I акта — романс Радамеса, сцена Аиды, хор жриц; из II акта — сцена и дуэт Аиды и Амнерис, финал; из III акта — вступление и романс Аиды; из IV акта — сцена суда, дуэт Аиды и Радамеса.
   «Травиата»  Вступление; из I акта — ария Виолетты; из II акта — сцена Виолетты и Жермона; из III акта — финал.
 И. Брамс

Симфония № 4

Фортепианные пьесы ор. 117 (118, 119)

Скрипичный концерт — общее знакомство

 
 Ж. Бизе «Кармен»  Вступление; из I акта — хор мальчиков, хор работниц, хабанера, сегидилья; из II акта — антракт, цыганская песня, куплеты Эскамильо, дуэт Хозе и Кармен; из III акта — антракт, сцена гаданья; из IV акта — антракт и заключительный дуэт.
 Г. Берлиоз  «Фантастическая симфония»  
 Ш. Гуно  «Фауст» Сцена на ярмарке, баллада о фульском короле, ария Маргариты, каватина Фауста, дуэт Фауста и Маргариты (из III акта).
 Дж. Пуччини  «Богема» из I акта — ария Рудольфа, ария Мими; II акт.
 Б. Сметана  «Проданная невеста»  из I акта — хор «Как же нам не веселиться», ариозо Маженки, полька; из II акта — ариозо Вашека, дуэт Кецала и Еника, фуриант; из III акта — ариозо Вашека и галоп.
   «Моя родина» «Влтава»  
 А. Дворжак

Симфония «Из Нового Света»

«Славянские танцы» один – два на выбор — e-moll, cis-moll.

 
 Э. Григ  «Пер Гюнт»  Первая и вторая сюиты
    «Лирические пьесы»   5–6 (по выбору)
  Романсы  3–4 (по выбору)
   Скрипичная соната c-moll  
 К. Дебюсси

 «Послеполуденный отдых фавна»

«Ноктюрны»

Прелюдии для фортепиано — несколько на выбор

 
 М. Равель

«Болеро»

Фортепианный концерт № 2 — общее знакомство

 
 Р. Штраус  «Тиль Уленшпигель»  

 

Комментарий:

В случае, если название произведения или его часть не снабжены в списке специальными комментариями (напр.: «Евгений Онегин» или III картина (акт)), предполагается знание абитуриентом всего произведения полностью (или указанной его части).

Список произведений по русской музыкальной литературе

  • М.И. Глинка
    - «Жизнь за Царя»: Увертюра; I акт; II акт; из III акта — песня Вани, квартет, сцена с поляками, свадебный хор, романс Антониды; из IV акта — речитатив и ария Вани, хор поляков, ария Сусанина, речитатив и финал; эпилог.
    - «Руслан и Людмила» Увертюра; I акт; II акт; из III акта — персидский хор, каватина Гориславы, ария Ратмира; из IV акта — сцена и ария Людмилы, марш Черномора и восточные танцы; из V акта — хоры «Ах, ты, свет Людмила», «Не проснется птичка утром», сцена пробуждения Людмилы и заключительный хор.
    - Симфонические произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», «Вальс-фантазия»
    - Романсы 8-10 (по выбору)
  • А.С. Даргомыжский
    - «Русалка» I акт; из II акта — хор «Сватушка», песня «По камушкам»; из III акта — ария Княгини, хоры русалок, каватина Князя, дуэт Князя и Мельника; из IV акта — ария Русалки.
    - Романсы и песни — 8-10 (по выбору)
  • А. Г. Рубинштейн
    «Демон»: Из I акта — монолог Демона «Проклятый мир», хор «Ходим мы к Арагве светлой», ариозо «Дитя, в объятиях твоих», хор «Ноченька»; из II акта — лезгинка, ариозо Демона «Не плачь, дитя», ариозо «На воздушном океане»; из III акта — романс Тамары, сцена Демона и Тамары.
  • М. А. Балакирев
    - Восточная фантазия «Исламей»
    - Увертюра на темы трех русских песен
    - Романсы — 3-4 (по выбору)
  • А. П. Бородин
    «Князь Игорь»: Увертюра. Пролог. I действие. II действие: Хор половецких девушек, Каватина Кончаковны, Хор половецкого дозора, Каватина Владимира Игоревича, Ария князя Игоря, Сцена Игоря с Овлуром, Ария хана Кончака, Половецкие пляски. III действие: Половецкий марш. IV действие: Плач Ярославны, Хор поселян, песня гудочников, сцена и заключительный хор.
    - Симфония № 2
    - Романсы — 5-6 (по выбору)
    - Квартет № 2 — общее знакомство
  • М. П. Мусоргский
    - «Борис Годунов»
    - «Картинки с выставки»
    - «Песни и пляски смерти»
    - Песни — 7-8 (по выбору)
  • Н. А. Римский-Корсаков
    - «Снегурочка» Пролог; из I акта — две песни Леля, ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд и финал; из II акта — от дуэта царя Берендея и Купавы до каватины царя Берендея включительно; из III акта — хор «Ай, во поле липенька», Третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочки и Мизгиря; IV акт.
    - «Садко»: Вступление; из I картины — хор «Будет красен день», речитатив и ария Садко; II, IV, VI картины; из VII картины — колыбельная Волховы и финальный хор.
    - «Царская невеста»: Увертюра; из I акта — речитатив и ария Грязного, сцена прихода гостей, ариозо Лыкова, песня Любаши, трио и дуэт; из II акта — от арии Марфы до арии Любаши включительно; IV акт.
    - «Сказание о невидимом Похвала пустыне, Сеча при граде Китеже и деве Керженце. Февронии»
    - «Золотой петушок»: Введение, ария Шемаханской царицы, Свадебное шествие
    - Симфоническая сюита «Шехеразада».
    - Романсы — 7-8 (по выбору).
  • П.И. Чайковский
    - «Евгений Онегин»
    - «Пиковая дама»
    - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6.
    - Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    - Фортепианный концерт № 1
    - Камерно-инструментальные сочинения: знание одного на выбор —  квартет или Трио «Памяти великого артиста»
    - Романсы — 10-12 (по выбору).
  • С.И. Танеев
    - Симфония c-moll «Иоанн Дамаскин»
    - Романсы — 4-5 (по выбору)
    - Фортепианный квинтет — общее знакомство
  • А.К. Глазунов
    - Симфония № 5
    - Скрипичный концерт
  • А.К. Лядов
    - Симфонические: «Восемь русских песен для произведения оркестра», «Волшебное озеро», «Кикимора»
  • А.Н. Скрябин
    - 8-10 (по выбору)
    Этюды ор. 8 — по выбору
    - Поэмы ор. 32
    - Сонаты — одна из ранних, а также № 4
    - Симфония № 3
    - «Поэма экстаза» — общее знакомство.
  • С.В. Рахманинов
    - Прелюдии ор. 23 и ор. 32 — 5-6 по выбору
    - Этюды-картины ор. 33 и ор. 39 — по выбору
    - Фортепианные концерты № 2 и № 3
    - Романсы — 7-9 (по выбору)
  • И.Ф. Стравинский
    - «Жар-птица» — общее знакомство.
    - «Петрушка».
    - «Весна священная» — общее знакомство.
    Сочинения неоклассического периода — «Симфония псалмов» или «Царь Эдип».
  • Н.Я. Мясковский
    - Симфонии №№ 5, 21.
    - Симфония № 6 — общее знакомство.
  • С.С. Прокофьев
    - «Ромео и Джульетта»
    - «Золушка»: Вступление, Урок танцев, Вальс Золушки, Гавот, Фея Зимы, Полночь
    - «Война и мир»: Эпиграф; I картина; из II картины — вальс Наташи; из III картины — ариозо Наташи; из IV картины — от ариозо «Чудо, как хороша она» до конца; из VIII картины — вступление; из IX картины — монолог Наполеона; из X картины — ария Кутузова; XII картина; Эпилог.
    - «Любовь к трем апельсинам»: Марш и Скерцо
    - Кантата «Александр Невский».
    - Симфонии №№ 1, 5, 7.
    - Фортепианный концерт № 3
    - Фортепианные сонаты № 6 и № 7
    - «Наваждение», «Сарказмы», «Мимолетности» — общее знакомство
  • Д.Д. Шостакович
    - Симфонии №№ 5, 7, 8, 11.
    - Квартет № 8
    - Прелюдии ор. 34
    - «Катерина Измайлова»: Ариозо Катерины «Я однажды в окошко увидела» (III к.), Пассакалья (антракт к V к.), Монолог Катерины и хор каторжан (финал оперы).
  • А.И. Хачатурян
    - Скрипичный концерт
  • Г.В. Свиридов
    - «Поэма памяти С. Есенина».
    - «Курские песни»
    Общее знакомство с произведениями композитора

Комментарий:

В случае, если название произведения или его часть не снабжены в списке специальными комментариями (напр.: «Евгений Онегин» или III картина (акт)), предполагается знание абитуриентом всего произведения полностью (или указанной его части).

3. Исполнении программы по фортепиано, например:

  • • Полифоническое произведение (например, И. С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович – прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т. д.);
  • • Произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т. д.);
  • • Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора).

4. Чтении с листа:

  • • в 2 руки — произведение средней трудности;
  • • в 4 руки — симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта.

Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.

Требования приема- Худ. рук. оперно-симфоническим оркестром

Гл.КонцертыНовостиИнфо