Скрипка, барочная скрипка
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (скрипка)»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания.
Основные:
- • Русский язык;
- • Литература.
Дополнительные:
- • Творческое испытание;
- • Профессиональное испытание;
- • Собеседование.
Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.
Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа должна включать следующие произведения:
1. Скрипка соло. Рекомендуемые сочинения:
- • Бах И.С. Две контрастные части из сонаты или партиты для скрипки соло (BWV 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006), или чакона из партиты ре минор (BWV 1004). Примечание. Дубли в партите си минор (BWV 1002) не считать за отдельные части.
- • Вестхоф И.П. Одна из шести сюит для скрипки соло (целиком).
- • Пизендель И.Г. Соната для скрипки соло (две контрастные части)
- • Телеман Г.Ф. Одна из двенадцати фантазий для скрипки соло (целиком)
2. Один (любой) этюд виртуозного плана на выбор абитуриента. Рекомендуемые сочинения: Г. Венявский, А. Вьетан, П. Гавинье, Я. Донт, Р. Крейцер, Ф. Лауб, К. Липиньский, Р. Липицер, П. Локателли, А. Львов, К. Мострас, Н. Паганини*, П. Роде, Ф. Фиорилло, Л. Шпор, Г. Эрнст;
*Примечание: каприсы Паганини не обязательны.
3. Соната для скрипки и баса континуо композитора, родившегося с 1600 по 1750 годы по выбору абитуриента. Соната исполняется целиком, по нотам, и в обязательном порядке с клавесином.
4. Концерт для скрипки (I часть или II–III). Рекомендуемые концерты:
- • Аренский А. — Концерт ля минор, соч. 54
- • Барток Б. — Концерт № 1 (обе части) Концерт № 2 (I или II и III чч.)
- • Барбер С. – Концерт, соч. 14 (все три части)
- • Берг А. – Концерт (I или II ч.)
- • Бетховен Л. – Концерт ре мажор, соч. 61 (I или II и III чч.)
- • Брамс И. – Концерт ре мажор, соч. 77 (I или II и III чч.)
- • Бриттен Б.– Концерт, соч. 15 (I или II и III чч.)
- • Брух М.– Концерт № 1, соль минор, соч. 26 (I и II или II и III чч.) Концерт № 2, ре минор, соч. 44 (I или II и III чч.) Шотландская фантазия, соч. 46 (I и II или III и IV чч.)
- • Венявский Г.– Концерт № 1, фа-диез минор (I или II и III чч.) Концерт № 2, ре минор (I или II и III чч.)
- • Вьетан А. – Концерт № 1, ми мажор, соч. 10 (I или II ч.) Концерт № 2, фа-диез минор, соч. 19 (I или II и III чч.) Концерт № 4, ре минор, соч. 31(любые две части) Концерт № 5, ля минор, соч. 37
- • Глазунов А. – Концерт ми минор, соч. 82
- • Гольдмарк К. – Концерт ля минор, соч. 28 (I или II и III чч.)
- • Дворжак А. – Концерт ля минор,соч. 53 (I или II и III чч.)
- • Кабалевский Д. – Концерт до-мажор, соч. 48 (I или II и III чч.)
- • Карлович М. – Концерт, соч. 8 (I или II и III чч.)
- • Конюс Ю. – Концерт ми минор
- • Лало Э. – Концерт фа мажор, соч. 20 (I или II ч.), Испанская симфония, соч. 21 (первые три или IV и V чч.), Русский концерт соль минор, соч. 29 (I и II или III и IV чч.)
- • Ляпунов С. – Концерт ре минор, соч. 61
- • Мендельсон Ф. – Концерт ми минор, соч. 64 (I или II и III чч.) Концерт ре минор (I или II и III чч.)
- • Моцарт В.А.- Концерт № 3 (I или II и III чч.), Концерт № 4 (I или II и III чч.), Концерт № 5 (I или II и III чч.)
- • Мясковский Н. – Концерт ре минор, соч. 44 (I или II и III чч.)
- • Паганини Н. – Концерт № 1, ре мажор (I или II и III чч.) Концерт № 2, си минор (I или II и III чч.) Концерт № 4, ре минор (I или II и III чч.)
- • Прокофьев С. – Концерт № 1, соч. 19 (I или I и II или II и III чч.) Концерт № 2, соч.63 (I или II и III чч.)
- • Раков Н. – Концерт № 1 (I или II и III чч.)
- • Сен-Санс К. – Концерт № 3, си минор, соч. 61 (I или II и III чч.)
- • Сибелиус Я. – Концерт ре минор, соч. 47 (I или II и III чч.)
- • Стравинский И. – Концерт ре мажор (I и II или III и IV чч.)
- • Танеев С. – Концертная сюита, соч. 28 (III и IV или III и V или IV и V чч.)
- • Хачатурян А. – Концерт ре минор (I или II и III чч.)
- • Хиндемит П. – Концерт (I или II и III чч.)
- • Хренников Т. – Концерт № 1, соч. 14 (I или II и III чч.) Концерт № 2, соч. 23 (I и II или II и III чч.)
- • Чайковский П. – Концерт ре мажор, соч. 35 (I или II и III чч.)
- • Шимановский К. – Концерт № 1, соч. 35 Концерт № 2, соч. 61
- • Шостакович Д. – Концерт № 1 (I и II или III и IV чч.) Концерт № 2 (I или II и III чч.)
- • Штраус Р. – Концерт, соч. 8 (I или II и III чч.)
- • Шуман Р. – Концерт ре минор (I или II и III чч.)
- • Элгар Э. – Концерт ре минор, соч. 61 ( I или II и III чч.)
- • Эрнст Г. – Концерт фа-диез минор, соч. 23
- • Эшпай А. – Концерт № 1 (I или II и III чч.) Концерт № 2;
Программа исполняется на современном инструменте. Однако по желанию абитуриента возможно исполнение 1 и 2 пунктов программы в исторической манере и низком строе (a1 = 415 Гц).
Кроме этого абитуриент должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь их играть в умеренном движении (трехоктавные гаммы, гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах).
Исполнение гамм и этюдов — по выбору комиссии.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-ое изд., М., 1976): №№ 595, 611.
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: Н.М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И.В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.
Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.
Время написания работы — два часа.
Устно
1. выполнение заданий на фортепиано:
- • игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
- • игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- • построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);
2. гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
Примерная степень трудности: Л. Бетховен Сонаты; П. И. Чайковский «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов Романсы; С. С. Прокофьев Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
3. ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в проверке следующих знаний:
- • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
- • общих знаний в области культуры и искусства;
- • навыков чтения с листа.