Валторна
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (валторна)»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Абитуриент, поступающий на духовые инструменты, должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение гамм по выбору комиссии), доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость. Нужно прочитать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.
Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
- Один этюд по нотам из пяти приготовленных (например: Копраш, Клинг, Стари, Галлэ и др.);
- Произведение крупной формы.
Например:
• А. Гедике — Концерт;
• Р. Глиэр — Концерт.
• В. Моцарт — Концерты (I и II или III и IV части), Концертное рондо;
• Дж. Россини — Интродукция и тема с вариациями;
• И. Штраус — Концерты;
Или
- две пьесы (одна — медленная кантилена, другая — подвижная).
Например:
• П.И. Чайковский — «Осенняя песня», Ноктюрн;
• Г.И. Сальников — Ноктюрн, Юмореска;
• А.К. Глазунов — Мечты;
• Р.М. Глиэр — Ноктюрн, Интермеццо.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода (8–12 тактов), содержащий отклонения в тональности I степени родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 10-12 раз.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», например, № 467.
Устно
- • пение мажорных и минорных гамм трех видов, ладов народной музыки, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы;
- • пение и определение на слух диатонических и альтерированных ступеней лада;
- • пение и определение на слух диатонических и хроматических интервалов, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
- • пение и определение на слух трезвучий (мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов: D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с обращениями.
Пение и определение на слух DD7 с обращениями и разрешениями в тональность и ее альтерированные разновидности — D7b5 , ввD7, DD7#1, ввD7b3, DD7#1b5;
- • определение на слух модуляций в тональности I степени родства.
Пример:
Мажор: I – II2 – D65 – T – D2 → IV6 – DD43#1b5 – D – T – D43 – T=S DD65#1 – K64 – D7;
Минор: t – III – S – II43– ввD65b3 K64 D – t – III – S – t6 – D65 → IV=VI – II65 – DD43#1b5 – K64 – D7 – t – S64 – t;
- • пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с синкопами, триолями, дуолями.
Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с применением всех аккордов по программе музыкального училища.
Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий за фортепиано
- игра модуляций в форме периода в тональности I степени родства;
- игра разрешений всех диатонических септаккордов и их обращений;
- аккордов DD со всеми возможными альтерациями;
- • гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
Примерная степень трудности: Л. ван Бетховен — первый период из II части 7 Сонаты; первые периоды в пьесах П. И. Чайковского «Январь», «Июнь», «Октябрь» из «Времен года»;
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в:
- • проверке знаний музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • проверке общих знаний в области культуры и искусства.