Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Композиция

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

  • I. Творческое испытание;
  • II. Профессиональное испытание;
  • III. Собеседование;
  • IV. Русский язык;
  • V. Литература.

I. Творческое испытание состоит из написания вариаций и прослушивания сочинений

Написание вариаций

Сочинение вариаций на заданные темы (2 темы на выбор): гармоническая (6-7 вариаций); полифоническая (basso ostinato, 10-12 вариаций). Перед выполнением задания каждая тема однократно проигрывается членом экзаменационной комиссии.

Время выполнения задания — 6 астрономических часов (360 минут), без права пользования инструментом. Разрешается проигрывание на инструменте уже законченной работы.

Цель этой части экзамена — выяснить степень самостоятельности творческого почерка, творческой инициативы абитуриента, его умения изложить целостный логико-композиционный процесс.

В сочинении вариаций на заданную тему необходимо достичь образной контрастности, изобретательного использования тематического материала в процессе непрерывного развития композиции, при художественно уместном применении гармонии, полифонии, фактуры, тембров, структурно-ритмической изобразительности.

Поскольку вариации сочиняются без инструмента, то такая форма экзамена указывает и на качество профессионального музыкального слуха поступающего.

Примерный образец начала вариаций (скачать PDF)

Прослушивание сочинений

Показ абитуриентом представляемых им на экзамен готовых сочинений. Это могут быть сонатина, соната для фортепиано или других инструментов; пьесы небольших форм для различных инструментов, ансамблевых составов (струнные, духовые инструменты с фортепиано, струнные или духовые дуэты, трио, квартеты, смешанные составы инструментов); вокальные, хоровые сочинения (хоровые — предпочтительно без сопровождения).

Обычно бывает достаточным показ 3–х сочинений общее время звучания, которых не должно превышать 20 минут.

Прослушивание сочинений без предоставления нотного материала не допускается.

II. Профессиональное испытание включает в себя выполнение письменных заданий по сольфеджио и гармонии, а также опрос по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Сольфеджио

Письменно

Трёхголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства. Диктант может быть в свободной фактуре.

Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.

Гармония

Письменно

Гармонизация задачи на заданную тему, в которой предусмотрены:

  • • композиционная форма (период);
  • • характер модуляционного процесса;
  • • повышенная степень сложности;
  • • 4-х–голосное изложение, достижение в развитии заметной кульминации, завершенности формы.

При строгом соблюдении всех правил классической гармонии решение задачи для удовлетворительного результата должно иметь черты индивидуально-творческого характера, обладать развитым голосоведением, признаками образной характерности.

Время выполнения работы — 2 астрономических часа (120 минут).

Примерный образец решения задачи по гармонии (скачать PDF)

Опрос по музыкально-теоретическим дисциплинам

  • • проверка теоретических знаний и практических навыков в области классической гармонии;
  • • проверка слуховых навыков;
  • • гармонический анализ пьесы средней трудности;
  • • игра на инструменте модуляций во всех степенях родства;

Знания и практические навыки абитуриента должны быть достаточными для свободного владения всеми необходимыми средствами ладогармонического, логико-композиционного процесса, обусловленного как заданием, так и художественным намерением, при творческом характере выполнения экзаменационного задания.

Базовый список учебно-педагогической литературы:

  1. Абызова Е. Н. Гармония. М., 1996.
  2. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л., 1985.
  3. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
  4. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник по гармонии. М., 1965.
  5. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
  6. Мясоедов А. Н. Учебник гармонии. М., 1980.
  7. Способин И. В. Лекции по гармонии. М., 1969.
  8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966.
  9. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.
  10. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

Примерные образцы заданий (скачать PDF)

Проверка слуховых навыков

В этом задании следует все ноты постепенно усложняющейся композиции, услышанные в исполнении экзаменатора, назвать по вертикали.

III. Собеседование заключается в проверке профессиональных знаний, умений и навыков по следующим разделам:

Инструментоведение

Абитуриент обязан хорошо знать все необходимое об основных инструментах современного симфонического оркестра (диапазоны, технические возможности, темброво-выразительные характеристики инструментов деревянно-духовой группы, группы медно-духовых, наиболее употребительных ударных, клавишных, арфы; струнных инструментов — в целом, смычкового квинтета; умение привести примеры особо яркого применения отдельных инструментов, ансамблей, групп, туттийного звучания всего оркестра в творчестве композиторов).

Музыкальная форма, где проверяются знания музыкальных форм, умение анализировать сочинения разных композиционных строений и стилей.

Абитуриенту могут быть предложены для аналитического разбора сочинения различных композиционных структур — от периода до сонаты. Вовлекаются также вокальные сочинения разных форм.

Примерный список произведений для анализа музыкальной формы:

  • • В. А. Моцарт — Соната для фортепиано, К 332, 2 часть;
  • • В. А. Моцарт — Соната для фортепиано, К 309, 2 часть;
  • • Л. Бетховен — Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2 часть (клавир);
  • • Л. Бетховен — Соната для фортепиано № 7, 2 часть;
  • • Ф. Лист — Романс «Всюду тишина и покой»;
  • • Э. Григ — Ноктюрн;
  • • Ф. Мендельсон — «Песня венецианского гондольера» (из «Песен без слов»);
  • • Р. Шуман — Новелетта № 1;
  • • А. Скрябин — Прелюдии для фортепиано ор. 11, №№ 2, 5, 8, 22;
  • • А. Скрябин — Поэмы ор. 32, №№ 1, 2;
  • • А. Скрябин — Соната для фортепиано № 2, 2 часть;
  • • А. Скрябин — Соната для фортепиано № 4, 1 часть;
  • • Д. Шостакович — 24 прелюдии для фортепиано, ор. 34, №№ 2, 10;
  • • С. Прокофьев — 10 пьес для фортепиано из балета «Ромео и Джульетта», № 9 «Танец девушек с лилиями»;
  • • С. Прокофьев — Соната № 7 для фортепиано, 3 часть;
  • • С. Прокофьев — Мимолетности, №№ 10, 17;
  • • С. Рахманинов — Прелюдии для фортепиано, ор. 23 – №№ 3, 4, 5, 10; ор. 32 – №№ 5, 12;
  • • С. Рахманинов — «Музыкальные моменты», ор. 16. №№ 3, 4;
  • • П. Чайковский — «Времена года»: Январь, Февраль, Май, Декабрь;
  • • Ф. Шопен — Ноктюрны ор. 9 № 1, ор. 27 № 2, ор. 48 № 1;
  • • К. Дебюсси — 24 прелюдии для фортепиано: «Паруса», «Шаги на снегу».

Музыкальная литература

Для успешной сдачи этого раздела необходимо хорошо знать и уметь проиллюстрировать на рояле основные произведения русских композиторов XIX–ХХ веков:

  • • увертюру и ряд сцен оперы М. Глинки «Жизнь за царя», музыку оперы «Руслан и Людмила», симфонические произведения М. Глинки, увертюры: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота», «Камаринская», романсовое творчество М. Глинки (по выбору 5-6 произведений);
  • • оперу А. Даргомыжского «Русалка», романсы (5-6);
  • • наиболее известные произведения А. Рубинштейна («Демон»), М. Балакирева («Исламей», 2 романса);
  • • оперу А. Бородина «Князь Игорь»;
  • • «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки», «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского;
  • • необходимо знать музыку (по выбору) опер Н. Римского–Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»), сюиты «Шехеразада», Концерт для фортепиано с оркестром;
  • • желательно более полное знание творчества П. Чайковского: 1, 4, 5, 6 симфонии, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», Скрипичный концерт, Фортепианный концерт № 1, три Струнных квартета, романсы, «Времена года»;
  • • из сочинений С. Танеева — кантата «Иоанн Дамаскин», романсы, Фортепианный квинтет;
  • • С. Рахманинов — Концерты для фортепиано (3), романсы, Этюды–картины;
  • • А. Скрябин — «Поэма экстаза», фортепианные сонаты;
  • • А. Лядов — «Восемь русских народных песен» для оркестра, «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро»;
  • • необходимо иметь первичные знания творчества И. Стравинского, С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Т. Хренникова, Р. Щедрина, А. Эшпая, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной.
  • • из музыки зарубежных композиторов важно иметь достаточные знания произведений И.С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Россини, Д. Верди, Г. Берлиоза, А. Берга, К. Штокхаузена.
  • • желательно знать несколько примеров из народной, национальной музыки.

Знание теоретических, композиционных основ полифонии (строгого и свободного стилей в объеме спецкурса музыкальных учебных заведений).

Экзаменующийся должен знать композиционные правила, условия, характерные для строгого письма, и более развернуто — о системе свободного письма. Важно знать несколько примеров из ХТК И.С. Баха, полифонии В. А. Моцарта, Р. Шумана, П. Хиндемита, Д. Шостаковича. Уметь определить тип фуги (однотемная, двухтемная, трехтемная), указать на принципы имитационной техники, характер противосложения, композиционное строение полифонического сочинения.

Общие знания в области смежных искусств (театр, литература, поэзия, изобразительное искусство, архитектура, этика, современные тенденции развития музыкального творчества России, мира).

Фортепиано

Исполнение программы, включающей в себя:

  • • полифоническое произведение (например, И.С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович — прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т.д.);
  • • произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т.д.);
  • • произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора).

Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.

Чтение с листа:

  • • в 2 руки — произведение средней трудности.

Требования приема- Композиция

Гл.КонцертыНовостиИнфо