Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Музыковедение

Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.05 «Музыковедение»

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

  • I. Творческое испытание;
  • II. Профессиональное испытание;
  • III. Собеседование;
  • IV. Русский язык;
  • V. Литература.

I. Творческое испытание включает в себя письменные работы по сольфеджио (диктант), гармонии (задача) и устную проверку знаний по сольфеджио, гармонии и анализу музыкальной формы.

Сольфеджио

Письменно

Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада в песенной форме, содержащий отклонения в тональности недиатонического родства, транспонирующие секвенции, элементы хроматической тональности, сложные формы разрешения задержаний, интонационную систему и ритмику, характерную для современной музыки.

Время записи — до 30 минут, количество проигрываний — 10.

Устно

  • • пение с листа одно-четырехголосных примеров, с модуляциями, мажоро-минорными оборотами, энгармонизмом и другими гармоническими формами, соответствующими темам Учебника гармонии (авторы: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов), а также с ритмическими и интонационными трудностями, типичными для музыки ХХ века;
  • • пение без подготовки мелодической или гармонической модуляции на заданный начальный оборот; определение на слух гармонического построения, содержащего отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства (вторая и третья степень), энгармонизм септаккордов или трезвучий, аккордику мажоро-минорной системы (последовательности в объеме 30–35 аккордов).

Гармония

Письменно

Гармоническая задача в песенной форме, с энгармонической модуляцией, хроматическими и транспонирующими секвенциями, органными пунктами и другими гармоническими средствами, включающими весь курс «бригадного» учебника гармонии. Возможно также условие задачи с применением полифонических приемов, например, канона в репризе или канонической секвенции в середине формы (об этом должно быть сообщено абитуриентам перед началом экзамена в общей форме, без уточнения интервала и времени вступления голосов).

Время написания работы — 2 часа.

Устно

  • • выполнение заданий за фортепиано — игра модуляций постепенных и внезапных (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного септаккорда, а также малого мажорного септаккорда со всевозможными альтерациями и с секстой, малого с уменьшенной квинтой и малого минорного септаккордов) При выполнении задания экзаменатором может быть предложено начало для модулирующего построения, дан определенный аккорд для внезапной модуляции или указан нестандартный тональный план, который необходимо реализовать при выполнении модуляции;
  • • вопросы по курсам теории музыки, гармонии, инструментоведения, полифонии, включая звукоряды натуральных ладов (в частности, эолийского, локрийского, с увеличенной секундой, переменного, пентатоники и др.), звукоряды некоторых симметричных ладов (целотонного, тон-полутон, увеличенного типа 2.1.1, дважды мажорного или «лада Петрушки»), «лады Шостаковича»: понятие об основных законах гармонии ХХ века (с побочными тонами, квартаккорды, квинтаккорды, кластеры, двутерцовые, «Прокофьевская доминанта», «прометеевское шестизвучие», полиаккорды, полилады, диссонантные устои, сложные тоники; основные техники композиции ХХ века (понятие о новой тональности, модальности, центральном созвучии, серийности, сонорике, алеаторике, электронной музыке), современные смешанные техники композиции.

Анализ музыкальной формы

Устный анализ строения образных и композиционных особенностей музыкальных произведений средней трудности. Детально анализируются гармония и музыкальная форма сочинения, остальные составляющие музыкальной композиции — мелодика, ритмика, фактура, инструментальный состав — рассматриваются в общем плане. Примеры музыкальных произведений для анализа:

  • • И.С. Бах — Прелюдии из «Хорошо темперированного клавира», номера из кантат; В. Моцарт, Л. Бетховен — Сонаты, фантазии, концерты;
  • • Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Рахманинов, Л. Скрябин (до ор. 58) — фортепианные пьесы;
  • • Р. Вагнер, Ж. Бизе, Д. Верди, Д. Пуччини, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Танеев, Н. Римский-Корсаков — отдельные сцены и фрагменты из опер;
  • • Отдельные сочинения ХХ века: П. Хиндемит («Ludus tonalis», Сюита «1922»); Б. Барток («Микрокосмос»); Н. Мясковский («Пожелтевшие страницы», «Воспоминания»); С. Прокофьев (фортепианные сюиты из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», 10 пьес ор. 12); Д. Шостакович (24 прелюдии ор. 34).

II. Профессиональное испытание состоит из устного экзамена по отечественной и западноевропейской музыкальной литературе.

Список зарубежной музыкальной литературы (Скачать PDF)

Список русской музыкальной литературы (Скачать PDF)

III. Собеседование заключается в:

  1. проверке знаний музыкальных произведений и литературы о музыке;
  2. исполнении программы по фортепиано, например:
    • Полифоническое произведение (например, И.С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович — прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т.д.);
    • Произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т.д.)
    • Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного или современного композитора);
  3. Чтение с листа:
    • в 2 руки — произведение средней трудности;
    • в 4 руки — симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта.
    Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины ХХ века и начала ХХI века.

Требования приема- Музыковедение

Гл.КонцертыНовостиИнфо