Виолончель, барочная виолончель
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (виолончель)»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
Основные:
- • Русский язык;
- • Литература.
Дополнительные:
- • Творческое испытание;
- • Профессиональное испытание;
- • Собеседование.
Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.
Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа должна включать следующие произведения:
- Две контрастные части из сюит И. С. Баха;
- Концерт для виолончели (I часть или II и III части);
- Малая форма — произведение русского или зарубежного композитора;
- Два этюда: один на разные виды штрихов, другой — в двойных нотах.
Например: К.А. Пиатти — 12 каприсов, Д. Поппер — 40 этюдов, А. Франком — 12 каприсов, Ф. Грюцмахер — 2-я тетрадь, М. Букиник — Этюды, «Избранные этюды» (составители профессора Московской консерватории), Избранные этюды (составитель П. Челкаускас).
Пункты 1–4 исполняются наизусть.
- Соната для виолончели и баса континуо композитора, родившегося с 1600 по 1750 годы по выбору абитуриента. Например, сонаты Б. Марчелло, А. Вивальди, Л. Боккерини, Ж.–Б. Бреваля, Ф. Франкера, Г.Ф. Генделя. Соната исполняется целиком, по нотам, и в обязательном порядке с клавесином.
Программа исполняется на современном инструменте. Однако по желанию абитуриента возможно исполнение пункта 5 программы в исторической манере и низком строе (a1 = 415 Гц).
Кроме этого абитуриент должен знать одну гамму в 4 октавы (4–8–16–32 легато) в умеренном темпе, знать основные и комбинированные штрихи, а также терции, сексты, октавы и арпеджио в 4 октавы.
Исполнение гаммы и этюда — по выбору комиссии.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства. Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-ое изд., М., 1976): №№ 595, 611.
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: Н.М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И.В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.
Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.
Время написания работы — два часа.
Устно
1. выполнение заданий на фортепиано:
- • игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
- • игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- • построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);
2. гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
Примерная степень трудности: Л. Бетховен Сонаты; П. И. Чайковский «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов Романсы; С. С. Прокофьев Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
3. ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в проверке следующих знаний:
- • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
- • общих знаний в области культуры и искусства;
- • навыков чтения с листа.