Музыкально-театральное искусство
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство»
- Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
- Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа абитуриента должна включать:
- • одну арию русского или зарубежного композитора;
- • один романс русского или зарубежного композитора;
- • одну народную песню (желательно той национальности, представителем которой является абитуриент);
При исполнении экзаменационной программы поступающий должен показать:
- • по технике — наличие ясно квалифицируемого голоса и устойчивого звука в пределе полутора октав (минимум), чистой интонации;
- • по исполнительству — ритмичное, музыкально и декламационно-выразительное исполнение.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио
Письменно:
Одноголосный диктант с отклонениями в тональности I степени родства и элементами хроматики, ритмические трудности включают синкопы и триоли.
Время записи диктанта — 20-25 минут; количество проигрываний — 10-12.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 68.
Устно:
- • пение мажорных и минорных гамм в трех видах (натуральные, гармонические и мелодические виды);
- • пение и определение на слух диатонических ступеней лада;
- • пение и определение на слух диатонических интервалов от звука и в тональности, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
- • пение и определение на слух мажорных и минорных трезвучий и их обращений; уменьшенных и увеличенных трезвучий в основном виде;
- • пение и определение на слух D7 с обращениями; II7 с обращениями; VII7 в основном виде;
- • определение на слух аккордовых последовательностей типа: T – S6/4 – T – D4/3 – T3/5 – S – II6/5 – K6/4 – D7 – T;
- • пение с листа одноголосных мелодий в мажоре и миноре с элементами хроматизма и отклонениями в параллельную тональность или тональность доминанты, в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 (пример: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. 1, № 423).
Примечание: абитуриенты, рекомендованные для обучения на подготовительном отделении, сдают экзамен «сольфеджио» (устно) в следующем объеме:
Поступающий должен уметь:
- • повторить голосом отдельные звуки, сыгранные на фортепиано в первой и малой октавах;
- • назвать количество звуков аккорда и спеть поочередно каждый звук (аккорды играются как в тесном, так и в широком расположении);
- • повторить мелодический отрывок, сыгранный на фортепиано;
- • повторить хлопками заданный ритмический рисунок или ритм музыкальной фразы, сыгранной на фортепиано.
Элементарная теория музыки
Письменно:
- • построить мажорную и минорную гаммы в 3-х видах от любой ступени (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- • хроматическую гамму; дважды гармонический мажор и минор;
- • лады народной музыки, пентатонику;
- • от звука и в тональности построить вверх и вниз интервалы, простые и составные, включая тритоны, характерные интервалы, уменьшенные терции и увеличенные сексты;
- • определить диатонические и хроматические интервалы, разрешить и указать тональности, в которых они встречаются;
- • от звука построить вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде малый мажорный (D7) с обращениями; малый минорный с обращениями; малый с уменьшенной квинтой с обращениями; уменьшенный септаккорд с обращениями; определить тональности, в которых они встречаются, и разрешить в устойчивые ступени;
- • определить вышеперечисленные аккорды, а также большой мажорный, большой минорный и увеличенный септаккорды в основном виде, разрешить и указать тональности, в которых они встречаются;
- • построить в тональности цепочку аккордов, например: VII7 – D65 – T – T6 – S53 – D2 – T6 – T;
- • сгруппировать длительности и проставить такты в небольшом музыкальном отрывке, написанном в простом или сложном размере;
- • определить лад в музыкальном отрывке;
- • определить тональность и отдельные аккорды (вид и функцию);
Устно:
все те же требования, что и для письменного экзамена.
Построить гаммы, интервалы и аккорды на фортепиано. В музыкальном отрывке определить тональность и отдельные аккорды (вид и функцию).
III. Собеседование заключается в проверке знаний музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища.