Виолончель
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (виолончель)»
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Собеседование;
- IV. Русский язык;
- V. Литература.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
- Гамма в 4 октавы (по 4–8–16–32 легато), 6 трезвучий и 4 септаккорда (по 6 и 8 легато) терции, сексты и октавы (по 4 легато);
- Два этюда на разные виды техники («Избранные этюды для виолончели». Сост. Ю. Челкаускас);
- И. С. Бах. Две части из любой Сюиты для виолончели solo (Прелюдия обязательна);
- Виртуозная пьеса (Д. Поппер — «Полонез», «Прялка», «Танец эльфов»; Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»; К. М. Вебер «Адажио и Рондо» и т. д.);
- Одна или две части Концерта для вилончели (А. Дворжак, К. Сен–Санс, Э. Лало, Э. Элгар, К. Ю. Давыдов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и т. п.).
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкальнотеоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-ое изд., М., 1976): №№ 595, 611.
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь); Примерная степень трудности: Н. М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио»: №№ 91, 92; И. В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.
Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии»: №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии»: №№ 123, 126, 149. Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий на фортепиано:
- игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
- игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);
- • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Примерная степень трудности: Л. Бетховен Сонаты; П. И. Чайковский «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов Романсы; С. С. Прокофьев Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
III. Собеседование заключается в:
- • проверке знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
- • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
- • проверке общих знаний в области культуры и искусства.