Полифоническая композиция в немецкой музыке XV-XVI веков
15 ноября 2021 г. - 28 ноября 2021 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Москвина Ю. В.
Аннотация
Курс посвящен теоретическим аспектам, связанным с немецкой полифонией конца XV–XVI веков. Среди них — жанры и формы, техники письма, принципы работы с первоисточником, ладовые и контрапунктические особенности многоголосия.
Затрагивается и исторический аспект изучения эпохи, в частности, особенности музыкальной жизни при немецких дворах (в Дрездене, Мюнхене, Штутгарте, Аугсбурге, Торгау и других городах). Со многими из них связаны имена выдающихся композиторов, певцов, капельмейстеров, инструменталистов и теоретиков своего времени.
Рассматриваются также основные направления музыкально-теоретической мысли в Германии XVI века. Особое внимание уделено истории формирования эстетических и музыкально-теоретических основ musica poetica, а также взаимодействию духовных жанров протестантской традиции и нидерландской контрапунктической практики. В рамках курса представлен обзор некоторых зарубежных исследований последних десятилетий, посвященных указанной проблематике.
Тематический план занятий
- Немецкая полифоническая композиция: история возникновения, первые сохранившиеся примеры. Музыкальная жизнь придворных капелл в немецких городах. Духовные жанры католической и протестантской контрапунктических традиций. Нидерландцы при немецких дворах. Немецкая композиторская школа эпохи Ренессанса: поколения, представители, формы и принципы письма.
- Этапы развития немецкой полифонической Lied. Типы изданий книг многоголосных песен. Теноровая песня (Tenorlied) в творчестве композиторов первой половины XVI века.
- Песня-мотет (Liedmotette) в творчестве Лассо, его современников и учеников. Quodlibet и его разновидности.
- Немецкая месса эпохи Ренессанса. Первоисточники и методы работы с ними. Жанровые, тематические и композиционно-технические метаморфозы.
- Полифонический магнификат в немецкой музыке. Циклы магнификатов. Явление магнификата-пародии в немецкой музыке последней трети XVI — начала XVII веков.
- Характеристика иных типов вокальной полифонической композиции, распространенных в немецкой ренессансной музыке: немецкий и латинский мотеты, мадригал, пассионы. Инструментальные жанры.
- Немецкая музыкально-теоретическая мысль в XVI веке.
- Формирование основ musica poetica в немецкой теории и музыкальной практике.