Русская духовная музыка XVII — начала XX века: стили и направления

14 марта 2022 г. - 27 марта 2022 г. | Курсы

Формат курса: смешанный.
Плотникова Н. Ю.

Аннотация
Авторский курс посвящен одной из важнейших ветвей отечественной музыкальной культуры — богослужебному хоровому пению, со времени утверждения многоголосия до одного из кульминационных периодов в его развитии в первой четверти XX века. Перед слушателями будет развернута широчайшая панорама стилей и направлений: от безлинейного многоголосного пения (троестрочия и демества) до московской синодальной школы предреволюционных лет. Особое внимание будет уделено партесному стилю эпохи барокко, который стал одной из исторических первооснов русской профессиональной  музыки, новым страницам творчества Василия Титова, Николая Дилецкого, Николая Калашникова и многих других композиторов второй половины XVII — середины XVIII века.

В русской духовной музыке XIX столетия можно выделить три значительных периода. К первому, охватывающему первую половину века, относится творчество А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, а также директоров и учителей Придворной певческой капеллы. Второй открывается исканиями М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского и Н. М. Потулова (50–60-е годы) и достигает расцвета в творчестве композиторов-классиков: П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова. Третий период, часто называемый Новым направлением в русской духовной музыке, представлен шедеврами А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова.

Тематический план занятий

  1. Русское безлинейное и партесное многоголосие XVII–XVIII веков.
  2. Партесные рукописи в архивах России и других стран, достижения современного источниковедения.
  3. Основные виды и жанры партесного пения.
  4. Государевы певчие дьяки Петровской эпохи.
  5. Певческие центры России конца XVII — середины XVIII века.
  6. Русская духовная музыка первой половины XIX века.
  7. Древние церковные распевы в многоголосной обработке в XIX веке: идеи, замыслы, опыты.   
  8. Русская духовная музыка композиторов-классиков (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев).
  9. Московская Синодальная школа (А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов,  П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов).

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки