Компьютерные методы анализа звука в музыкознании

18 октября 2021 г. - 31 октября 2021 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Харуто А. В.

Аннотация
В предлагаемом курсе излагается совокупность современных подходов к анализу звука для целей музыковедения и музыкальной педагогики, разработанных автором на основе компьютерных технологий. Кратко поясняются необходимые для понимания этих методов понятия акустики и психоакустики. Рассматриваются также полученные ранее результаты применения реализованных автором компьютерных методов в работе музыковедов и музыкальных педагогов. Производится компьютерный анализ фонограмм, представленных участниками курса.
Разрабатываемое автором новое научное направление основывается на теории спектрального анализа колебаний, корреляционного анализа случайных процессов и других метода теории вероятностей. Поскольку указанные области математики мало знакомы музыкантам, изложение строится «без формул», на основе общенаучных понятий и графических образов-иллюстраций. Термины «основной тон», «обертон», «резонанс», «тембр» и др. рассматриваются с точки зрения как акустики, так и музыковедения.

Предлагаемые автором методы анализа музыкального звука реализованы им в программе SPAX (демо-версия имеется на сайте автора www.kharuto.ru). С помощью этой программы и ее более ранних версий совместно с заинтересованными музыковедами был проведен целый ряд исследований в области академической музыки и традиционных музыкальных культур. Результаты этих исследований опубликованы в многочисленных статьях, основные из которых приведены ниже в списке литературы, и книге автора (2015).

Тематический план занятий

1.   Современные персональные компьютеры, их характеристики
Современные персональные компьютеры, их устройство и функционирование. Основные параметры, влияющие на скорость вычислений.
2. Основные понятия музыкальной акустики
 
Гармоническое колебание. Сложение колебаний кратных частот. Периодические колебания. Случайные (шумовые) колебания.
Основные понятия психоакустики. Восприятие человеком различных параметров звука. Универсальный закон Вебера—Фехнера. Цифровая запись звука (основы теории). Режимы цифровой записи звука в компьютер.
3. Спектральный анализ звука
Спектральная теория и ее применение к анализу звука. Характерные признаки спектров звука разных музыкальных источников — инструментов и голоса. Основной тона звука. Обертоновые составляющие.
4. Компьютерные методы анализа музыкального звука
Численный анализ спектра звука и проблемы обеспечения точности. Анализ и представление динамического спектра звука. Методы оценки высоты музыкального звука и характеристики их точности и быстродействия.
5. Статистические методы анализа характеристик звука
Усреднение динамического спектра и оценки на его основе. Высокая и низкая певческие форманты. Другие характеристики динамического спектра.
Анализ статистического распределения высоты звука и выявление используемого исполнителем звукоряда.
6. Компьютерные музыкально-акустические исследования
Анализ исполнения академической музыки: анализ динамики и агогики в фортепианном исполнении; анализ статистических характеристик вибрато разных исполнителей.
Выявление звукоряда в традиционной музыке (вокал, речитатив). Исследование звукоряда традиционных инструментов на основе фонограммы исполнения. Анализ исторических тенденций изменения звукоряда в исполнении на традиционных инструментах (тар, танбур).
Анализ композиций электроакустической музыки: звуковая дорожка кинофильма «Солярис» (Э. Артемьев), электроакустические композиции Я. Ксенакиса.

 

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки