Исполнительская теория музыки: синергийный подход

4 октября 2021 г. - 17 октября 2021 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Медушевский В. В.

Аннотация
Как исполнителей учить тому, чему научить невозможно? Как научить красоте? Нужна адекватная теория.

Красота, как и музыка, как и душа, и культура, и жизнь, — не вещь, но энергия. Энергия духа — главная, жизнестроительная, тысячелетиями поднимавшая человека,  цивилизации, человечество ввысь, к бытию вдохновенному, неслыханному, небывалому, чудному, чудесному. Вдохновение — от духа. Начертание китайского иероглифа лин: 靈  («дух»), начинаясь с Неба (откуда все наилучшее в мире), заканчивается, наконец, внизу значением «производящее чудо». Без чудотворения красоты — серость, торжество унылого формализма, деморализация народов, смерть, печати электронного концлагеря, ужас без конца.

Красота воплощается интонационно. Во всех без исключения средствах музыки. Драгоценную энергию нужно уметь извлечь. Тому-то и надо учить. Через анализ средств — подводить к духу красоты, подлинному учителю жизни восхитительной и вечно новой. Мы ли учим истину — или истина учит нас? Так и красота. Если дадим правильное направление исканию учеников — сама красота поведет их с увлечением все дальше и дальше с ускорением. Все больше открытий, стремительней возрастание в гениальности.

Для примера: что есть доминанта? Винтик, вывинченный из грамматики функциональной гармонии? Из винтиков красота не свинчивается. Снежная королева дала Каю издевательски-дьявольское задание: сложить слово «вечность» из льдинок. Из хлада вечность не складывается, равно как и из мертвечины. Надо обратиться к доминанте словами Пушкина: «Я понять тебя хочу. Смысла я в тебе ищу!» Ищите — и обрящете! Главный вопрос: как исполнить? Полезно спрашивать гениев исполнительства. О, как незабываемо играют серединные каденции на доминанте Горовиц, Плетнев! Что за тонкость в исполнении приема al niente (до ничего). Но мало примеров. Нужна и стройная энергийная теория исполнительства, просто и цельно истолковывающая всю систему исполнительских средств и возможностей. Но не на все же средства хватит терпения так подробно изучить? И не надо! Мы же не автоматы, можем учиться по аналогии (Более развернутые объяснения метода см. в списке литературы — №№ 1, 2). Если к тому способен искусственный интеллект — не тем более ли душа человеческая?

Модным ныне понятием синергии человечество обязано апостолу Павлу, назвавшему христиан синергами, соработниками Богу. Бытие есть общение. Дары не навязываются — то было б насилием. Много ли помогли бесплатные подарки Золотой рыбки, представительницы ангельского мира, сварливой старухе? Та стала еще большей оторвой от бытия. Истинно спасительный дар для нее — вернувшееся к ней разбитое корыто: не начать ли жизнь заново в подражание своему святому супругу? Дары красоты не мерою даются ищущему. Он становится новым человеком во благо себе и человечеству.

Теоретические основы дополняются попутными и целостными анализами шедевров музыкального исполнения.

Тематический план занятий

  1. Онтология красоты. Многообразие и простота синергии — сопряжения энергий инициальных («наших»: раскрывайтесь недоумением в доверии, ищите, вопрошайте, просите, дерзновенно стучите) и подхватывающих (изумляющих озарений, откровений, катарсического врачевания ума и сердца, энтузиастической энергии, окрыляющей волю во многих виртуозных заключительных партиях и т.д.). Синергия нарастает в круговращении энергий, становясь стержнем развития, от которого не оторвать слуха. Фантастическая простота энергийного подхода зиждется на методе выводного знания: из исходной аксиомы синергии выводится все здание музыкальной красоты, голографически-цельно охватывающей собой все стороны и уровни музыкальной организации от метра и гармонии, от звука и мотива до синтаксиса и композиции. Эпохи специфично окрашивают явления синергии, равно как и жанры (жанры фантазии и концерта, например). Но и они, принципы синергии, делают понятными все. Они прорастают за рамки музыки, во все поры фундаментальной педагогики человечества в многообразии цивилизаций.
  2. Таинство музыкального звука: исполнительский анализ. Загадочная надпись на могильном камне Шнитке: висящая на второй линейке сверху пауза целая, над ней фермата, внизу — fff.  Отгадка: тишина как предел пианиссимо есть фортиссимо близости блаженной вечности. Две энергии у звука: напряжение «нашей» восходящей энергии от соития души с телом и его мышечным усилием — и освобождающая легкость в притяжении и причастии небесной силе (по святым отцам, душа, единая многоспособная сила, пользующаяся телом как орудием, напоминает зеркальце: обращенное к земле, земное и несет в себе, повернутое к небу, вбирает его энергии). Одна японская студентка говорила о вступительной каденции (Eingang) в скрипичном концерте Бетховена: «играя ее, я становлюсь все светлее и светлее, звук превращается в свет. Это очень трудно! но надо!» Через год другая студентка, кореянка, начала так: «Я не согласна с той японкой, о которой Вы говорили, что она превращается в свет. Я, когда играю, становлюсь все легче и легче, а под конец — совсем, совсем невесомой». Соотношение двух энергий, гравитационно обремененной и влекомой к Небесам — не двоично: это шкала с множеством градаций. Чем полнится tenuto и прочие исполнительские указания?
  3. Волшебство синтаксиса. Беспрецедентная важность энергии цезуры, устремленной в грядущее.  Энергийная логика масштабно-тематических структур.
  4. Синергийная логика формы. Функциональная организация форм от периода до сонатной и циклической формы — в исполнительском прочтении.
  5. Исполнительский слух — орган поиска несказанной красоты музыки. Система исполнительских навыков (обобщение курса).
     

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки


Вячеслав Медушевский

Заслуженный деятель искусств России