Теория музыкального содержания
28 марта 2022 г. - 10 апреля 2022 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Холопова В. Н.
Аннотация
Теория музыкального содержания возникла в ХХI веке как необходимое дополнение к традиционным композиционно-грамматическим учениям и учебным курсам — элементарная теория, гармония, полифония, музыкальная форма, инструментоведение и др. В российской традиции теория содержательного порядка во многом опирается на труды Б.Асафьева, с его формулировкой: «музыка — искусство интонируемого смысла».
Среди основных категорий курса выступают: интонация (в асафьевском смысле), музыкальная эмоция, три стороны музыкального содержания (эмоциональная, изобразительная, символическая), специальное и неспециальное музыкальное содержание (две последние теории разработаны автором курса).
В историческом плане охватывается музыка Нового и Новейшего времени. С позиции трех сторон содержания рассматриваются эпохи барокко, классики, романтизма и ХХ–XXI веков.
В барокко характеризуется оптимально высокий уровень развития всех трех сторон музыкального содержания: становление теории аффектов, широкое распространение изобразительности и символики. В классике отмечается усиление внимания к эмоциональному содержанию, но снижение значимости изобразительности и символики. В романтизме показывается достижение апогея в эмоциях, подъем изобразительности со второй половины XIX века, второстепенность символики. По отношению к ХХ веку устанавливается, что на первый план выходит символика, эмоциональная сторона достигает крайностей выражения, а роль изобразительности снижается. В XXI веке демонстрируется существенный поворот в содержании музыки, благодаря развитию электроники, видео, мультимедийности.
В данный курс входят также темы по исполнительской интерпретации, где делается сравнение различных интерпретационных установок (по эпохам и в индивидуальных решениях), также — по музыкальному содержанию в восприятии слушателя (с учетом данных психологии и социологии).
Тематический план занятий
- Введение. Три стороны музыкального содержания.
- Специфика музыкального содержания эпохи барокко.
- Специфика содержания предклассической и классической музыки.
- Специфика содержания музыкального романтизма.
- Специфика музыкального содержания эпохи ХХ — начала XXI веков.
- Художественный канон и эвристика в музыке.