Теория музыкального содержания

28 марта 2022 г. - 10 апреля 2022 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Холопова В. Н.

Аннотация

Теория музыкального содержания возникла в ХХI веке как необходимое дополнение к традиционным композиционно-грамматическим учениям и учебным курсам — элементарная теория, гармония, полифония, музыкальная форма, инструментоведение и др. В российской традиции теория содержательного порядка во многом опирается на труды Б.Асафьева, с его формулировкой: «музыка — искусство интонируемого смысла».

Среди основных категорий курса выступают: интонация (в асафьевском смысле), музыкальная эмоция, три стороны музыкального содержания (эмоциональная, изобразительная, символическая), специальное и неспециальное музыкальное содержание (две последние теории разработаны автором курса).

В историческом плане охватывается музыка Нового и Новейшего времени. С позиции трех сторон содержания рассматриваются эпохи барокко, классики, романтизма и ХХ–XXI веков.

В барокко характеризуется оптимально высокий уровень развития всех трех сторон музыкального содержания: становление теории аффектов, широкое распространение изобразительности и символики. В классике отмечается усиление внимания к эмоциональному содержанию, но снижение значимости изобразительности и символики. В романтизме показывается достижение апогея в эмоциях, подъем изобразительности со второй половины XIX века, второстепенность символики. По отношению к ХХ веку устанавливается, что на первый план выходит символика, эмоциональная сторона достигает крайностей выражения, а роль изобразительности снижается. В XXI веке демонстрируется существенный поворот в содержании музыки, благодаря развитию электроники, видео, мультимедийности.

В данный курс входят также темы по исполнительской интерпретации, где делается сравнение различных интерпретационных установок (по эпохам и в индивидуальных решениях), также — по музыкальному содержанию в восприятии слушателя (с учетом данных психологии и социологии).

Тематический план занятий

  1. Введение. Три стороны музыкального содержания.
  2. Специфика музыкального содержания эпохи барокко.
  3. Специфика содержания предклассической и классической музыки.
  4. Специфика содержания музыкального романтизма.
  5. Специфика музыкального содержания эпохи ХХ — начала XXI веков.
  6. Художественный канон и эвристика в музыке.

 

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ