Церковные тоны в западноевропейском многоголосии второй половины XVI-XVII веков
29 ноября 2021 г. - 12 декабря 2021 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Лыжов Г. И.
Аннотация
Звуковысотная организация музыки эпохи Палестрины и Лассо, Монтеверди и Шютца хотя и не представляет собой terra incognita, но в то же время остается объектом не вполне изученным. Надежды найти что-то новое в этой области связаны, с одной стороны, с перспективами исторически информированного подхода к анализу, а с другой стороны, с погружением в детали. Хотя обозначенный в теме период представляет собой эпоху перехода от модального многоголосия Ренессанса к барочной тональности, мы будем делать акцент именно на первом, желая подробнее изучить «стартовые условия», лежащие в основе гармонии барокко.
В рамках курса планируется менять угол зрения для создания объемной картины, переходя от истории ключевых для заявленной темы теоретических понятий и терминов к эволюции того или иного музыкального явления, отдельного элемента языка и, наконец, к целостным анализам избранных музыкальных композиций.
Предполагаются занятия на следующие темы:
Тематический план занятий
- Старинные лады в музыкознании XVIII–XXI веков. Понятие церковных тонов.
- Ладовая теория в XVI–XVII веках. Проблема адаптации церковных тонов к многоголосию.
- История каденции. Лад и модели многоголосного письма.
- Феномен вселадового цикла и три систематики церковных ладов.