Общая методология курса «Музыкальные культуры мира»
14 февраля 2022 г. - 26 февраля 2022 г. | Курсы
Формат курса: смешанный.
Каратыгина М. И.
Аннотация
Курс построен на методологических принципах, разработанных Дж. К. Михайловым и развиваемых в Московской консерватории в рамках направления «Музыкальные культуры мира». Курс рассчитан на исследователей и преподавателей теории и истории музыки, культурологов, искусствоведов, востоковедов, философов, историков, филологов, социологов и др.
Дж. К. Михайлов исходил из отношения к миру музыки как к музыке мира — универсальной планетной культуре, состоящей из множества музык, но в совокупности складывающейся в единую макрокультуру всех народов земного шара со всеми типологическими признаками «больших» систем. Методология Михайлова представляет собой сочетание целого ряда как собственно музыковедческих, так и общекультурологических принципов исследования, среди которых в качестве важнейших можно назвать следующие:
- Системный подход, определяющий рассмотрение музыкальной культуры мира как глобальной системы (системы систем), в которой все элементы функционально взаимосвязаны.
- Типологический подход, позволяющий на основе изучения многообразного звукового опыта различных народов мира и выявления системы критериев для анализа и оценки явлений каждой конкретной музыкальной культуры формировать универсальную типологическую матрицу музыкальной культуры.
- Регионально-цивилизационный подход, предполагающий использование формата региональной цивилизации в качестве основной единицы деления глобального пространства музыкальной культуры. На основе сопоставления систем музыкального мышления разных региональных цивилизаций возможно построение универсального теоретического конструкта музыкальной культуры как таковой.
Региональной цивилизацией Михайлов называл социокультурное образование высшего уровня, системно организованное и объединённое сетями информационной общности, к тому же, сознающее себя изнутри как целостное в сопоставлении с внутренними и внешними «варварами». Существует несколько групп признаков, указывающих на регионально-цивилизационный характер общности, в том числе экологические, антропологические, социокультурные и др.
К экологическим признакам относится наличие общих для региона географических и экологических факторов, предопределяющих единство образа жизни и хозяйственной деятельности общества, а также единую «модель мира».
К антропологическим признакам причисляются: доминирование какой-либо расово-этнической группы и стабильные способы взаимоотношений между различными этническими сообществами; расово-этнические черты (внешний облик) среднестатистического представителя, его темперамент, моторика, пластика, поведенческие особенности; а также представления человека о своём месте в космосе-природе, его отношение к себе как к человеку.
К социокультурным факторам единства цивилизации относятся: выработка единой философско-идеологической и религиозной системы, языковая общность, существование крупных государственно-политических образований и многое другое.
Наряду с перечисленными, в курсе рассматриваются собственно звукомузыкальные факторы, формирующие региональную цивилизацию, а именно:
- Наличие эталонного, особым образом культивируемого звука, а также отобранных, осмысленных и теоретически обоснованных норм его культивации.
- Параллельное функционирование в регионе сетей музыкально-информационной общности, связывающих воедино различные культурные институты, традиции, способы создания и воспроизведения звуковых текстов, принципы звуковой коммуникации, формы музыкальной жизни и т. д.
- Выработка данным обществом развитой музыкальной рефлексии, включающей различные уровни осознания звуковой субстанции и музыкального творчества (общую идеологию музыкального сознания и систему грамматического упорядочивания звуковой материи, а также весь комплекс оценочных механизмов и критериев и т. д.).
Тематический план курса
Тема 1. «Музыкальные культуры мира» (МКМ). Характеристика дисциплины как как особого направления современного музыкознания, отражающего тенденцию музыкально-научного сознания к глобализации и универсализации взглядов на мир музыки; научные принципы, подходы и методы МКМ; основные категории и понятия МКМ; научный аппарат;
Тема 2. Музыкальная культура мира (МКМ) как система: состав, структура и способы функционирования МКМ; основные категории музыки, универсальные закономерности внутреннего слоения музыкальной культуры («высокая» традиция, классика, «легкая» классика, популярная музыка, комплекс видов традиционной музыки), формы соотношения и взаимодействия музыкально-культурных слоев в различных культурах;
Тема 3. «Музыкальная карта мира»: региональные цивилизации (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Центральная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания, Тропическая Африка, Америка, Европа) и место музыкальных культур в системе их жизнедеятельности.
Тема 4. Музыкальная культура конкретной региональной цивилизации (слушателям предлагается выбрать любую региональную цивилизацию из Темы 3): основные этапы исторического развития данной музыкальной культуры, её философско-эстетические основания, общая концепция феномена звука.
Тема 5. Основные типы, виды и жанры музыки избранной региональной цивилизации. Базовая музыкальная лексика и терминология.
Тема 6. Музыкальный инструментарий избранного региона. Практическое знакомство с отдельными инструментами и принципами игры на них, либо ознакомление с исходными принципами различных вокальных техник. К данному разделу курса могут быть привлечены непосредственные носители рассматриваемых традиций.