Стилевые проблемы интерпретации клавирной музыки барокко и венского классицизма: история и современность
28 марта 2022 г. - 10 апреля 2022 г. | Курсы
Формат курса: очный.
Меркулов А. М.
Аннотация
Актуальность освещения проблем стиля интерпретации музыки XVIII — первых десятилетий XIX вв. для широкой исполнительской и педагогической практики несомненна.
В курсе будет осуществлен анализ различных исполнительских стилевых парадигм, бытовавших более чем за 200 лет истории интерпретаций клавирных сочинений И. С. Баха, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и их современников.
Материалы для раскрытия темы:
- документальные исторические источники: старинные музыкальные словари, педагогические трактаты, мемуары разных лет и т.д.;
- редакции и транскрипции указанных произведений, выполненные в XVIII — начале ХХI вв.;
- образцы каденций солистов к инструментальным концертам со времен создания произведений до сегодняшнего дня;
- звукозаписи разного времени, включая записи «флейтовых часов» XVIII века;
- музыковедческие исследования по данной проблематике, включая работы автора курса.
- Основные направления и проблемные блоки:
- «архаизирующие» и «осовременивающие» стилевые подходы в истории интерпретации произведений указанных эпох;
- феномены «романтизации» и «деромантизации» («импрессионизации», «экспрессионизации» и т. д.) в исполнительской стилистике;
- исторически изменчивое и внеисторически постоянное в контексте проблем исполнительской типологии;
- мифы «аутентичного» исполнительства;
- эволюционные процессы внутри «исторически информированного исполнительства»;
- панорама стилевых подходов в XXI веке (с широкой демонстрацией звукозаписей).
Тематический план занятий
- Введение. Проблемы исполнительской стилистики и разнообразные стилевые подходы к интерпретации старинной музыки вчера и сегодня: от достаточно радикальных стилевых трансформаций и переинтонирований к строжайшему воссозданию «мумии стиля», «ржавчины древности» (Гегель), от «безжизненного “музыковедческого” исполнения» к исполнению «живому», «убедительному для сегодняшнего слушателя» (Арнонкур) и т.д.
- Клавирные сочинения И. С. Баха в свете исполнительских трактовок крупнейших мастеров разного времени.
- Сочинения для клавира Д. Скарлатти в многовековой истории интерпретации.
- Произведения Й. Гайдна в истории исполнительского искусства.
- Клавирная музыка В. А. Моцарта в различных по времени прочтениях выдающихся артистов.
- Фортепианный Бетховен вчера и сегодня: обзор исполнительских концепций крупнейших музыкантов.
- Заключение. Интерпретация клавирной музыки XVIII – начала XIХ веков на протяжении двух с половиной столетий: от преимущественно «стилей эпох» к очевидной «эпохе стилей». Стилевой плюрализм и переплетение стилей в искусстве наших дней.