Учителя

Доктор искусствоведения. Докторская дисс.: «Форма в музыке XVII–XX веков» (1999).
Член Союза композиторов России.


В 1965 г. окончила Музыкальную школу г. Бронницы Московской области (по фортепиано училась у Л. М. Сальниковой, по теоретическим предметам – у В. И. Кирнарской). В 1969 г. окончила фортепианное отделение Музыкального училища при Московской консерватории (класс В. А. Натансона).

В 1975 г. окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Ю. Н. Холопова, тема дипломной работы: «Роль гармонии в образовании малых форм у Прокофьева). Затем обучалась в аспирантуре Московской консерватории (научный руководитель Ю. Н. Холопов, окончила в 1979 г.).

В 1982 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 1950–70-х годов».

Педагогическая деятельность:

В 1969-1970 гг. преподаватель специального фортепиано в Музыкальной школе г. Бронницы. В 1973-1976 гг. – преподаватель музыкально-исторических дисциплин в Первом Московском областном музыкальном училище в г. Коломне.В 1976-1993 гг. преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (гармония, сольфеджио, музыкальная форма) в Музыкальном училище при Московской консерватории.С 1976 г. преподает в Московской консерватории, с 1993 г. – доцент, с 2002 г. – профессор.

В разные годы вела гармонию, полифонию, музыкальную форму на общих и специальных курсах. Ныне читает спецкурс музыкальной формы на историко-теоретическом факультете, участвует в коллективных курсах «музыкально-теоретические системы», «теория современной композиции». Руководит дипломными и диссертационными работами. Читает лекции по проблемам музыкальной теории на Факультете повышения квалификации Московской консерватории, а также в разных городах России и за рубежом. Член Совета историко-теоретического факультета, Редакционно-издательского совета и Диссертационного совета Московской консерватории.

Ученики:

Дипломные работы, выполненные в классе Т. С. Кюрегян

  • Ломтев Д. Теория классической формы в «Учении о композиции» А. Б. Маркса и ее традиции в русской музыкальной науке (1996)
  • Казьмина М. К истории и теории гармонической колористики (1997)
  • Овчаренко А. О свободе в музыке (на примере жанра фантазии) (1998)
  • Сафарова Т. К теории смешанных гомофонно-полифонических форм (1998)
  • Цыбко Е. Ария: от Барокко к классицизму (об эволюции формообразования) (1999)
  • Башканова Е. «Хит-парад» XVI века: виланелла, канцонетта, балетто в музыке Возрождения (1999)
  • Зубова О. Итальянская монодическая лауда (2004)
  • Старостин И. Традиции и новаторство в обучении гармонии: И. В. Способин — Ю. Н. Холопов (2009)
  • Вовчук А. «Освобождение звука» Эдгара Вареза: к проблеме звуковых масс (2010)
  • Рымко Г. К проблеме тексто-музыкальной формы (2010)
  • Косарева К. Традиции русского квартета в ХХ веке: Н. Я. Мясковский, Б. А. Чайковский (2013)
  • Иглицкий М. Александр Чугаев в науке и искусстве (2015, научное консультирование)

Кандидатские диссертации

  • Цыбко Е. Ария: от барокко к классицизму (защищена в 2005)
  • Бедуш Е. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто (защищена в 2007)
  • Дубов М. Янис Ксенакис – архитектор новейшей музыки (соруководители Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова; защищена в 2008)
  • Громадин В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории (защищена в 2010)
  • Зубова О. Итальянская лауда: жанр и форма (защищена в 2012)
  • Старостин И. Московская школа преподавания гармонии. Проблемы истории и методики (защищена в 2013)
  • Рымко Г. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы (защищена в 2014)

Научные труды. Издания. Публикации:

Книги

  • Форма в музыке XVII–XX веков. М., 1998, 2003
  • Песни средневековой Европы (совместно с Ю. В. Столяровой). М., 2007
  • Ренессансные песни (совместно с Е. А. Бедуш). М., 2007
  • Гармония для начинающих. Практическое руководство для иностранных студентов. В 2-х частях. М., 2011

Участие в коллективных проектах

  • Теория современной композиции. М., 2005 (главы 3, 7.2–3, 9, 12, 20)
  • Музыкально-теоретические системы. М., 2006 (темы VI.2, VI.3, IХ.5 и др.)

Статьи в справочных изданиях

  • Музыкальная энциклопедия: Павана. Ричеркар. Сарсуэла (Т. 4. М., 1978) Сицилиана. Сортсико. Соппа. Стилизация. Тамбурин. Танец. Танцевальная музыка. Тарантелла. Тедеска. Te Deum. Тенор. Тирана. Тирольен. Тракт. Трецца. Тридентский кодекс. Тьенто. Фантазия. Фарандола. Фобурдон. Фолия. Форлана (Т. 5. М., 1981) Хорал. Хоральная обработка. Энсзем. Эстампида. Юбиляция (Т. 6. М., 1982)
  • Музыкальный энциклопедический словарь (М., 1990): Вариационная форма. Вариации. Вступление. Da capo. Запев. Кода. Концертная форма. Кульминация. Куплет. Куплетная форма. Многоголосие. Одноголосие. Остинато. Период. Предъикт. Припев. Построение. Простые формы. Разработка. Реприза. Рефрен. Рондо. Рондо-соната. Старинная двухчастная форма. Склад музыкальный. Сложные формы. Сонатная форма. Стилизация. Тема. Ткань музыкальная. Фактура. Фраза. Хорал. Хоральная обработка. Цезура. Эпизод. Экспозиция.
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 2001: Bobrovsky V. P., Cherednichenko T. V., Grigor’yeva G. V., Kholopov Y. N., Kholopova V. N., Medushevsky V. V., Nazaykinsky Y. V., Saponov M. A., Yavorsky B. L., Zeyfas N. M.
  • Большая российская энциклопедия: Вариационная форма (Т. 4. М., 2006); Кода (Т. 14. М., 2009). Энциклопедия «Московская Консерватория. 1866 – 2016» (М., 2017): Анализ музыкальных произведений, Музыкально-теоретические системы, Теория современной композиции, Форма музыкальная.

Статьи в научных изданиях

  • Новые свойства экспозиционного изложения в советской музыке 60–70-х годов // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М., 1980
  • Проблемы современного тематизма и формы в теоретической литературе // Музыка. Научный реферативный сборник. Вып. 1. М., 1982
  • Новые формы изложения в музыке советских композиторов 60–70-х годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. М., 1985
  • Нетиповые формы в советской музыке 50–70-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М., 1989
  • Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. М., 1992
  • О теоретической концепции Ю. Н. Холопова // Laudamus. М., 1992
  • О. Мессиан. «Дева Мария и дитя» из девяти медитаций для органа «Рождество Господне» (к проблеме неомодальной формы) // Laudamus. М., 1992
  • Наука о музыкальной форме в дореволюционной России // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. М., 1993
  • К систематизации форм в музыке ХХ века // Музыка ХХ века. Московский форум / Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
  • Рондо: культурные круги тысячелетия // Культурные коды двух тысячелетий. Материалы междунар. науч. конференции. Петрозаводск, 2000
  • Северные обертоны русского духа // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера. Материалы юбилейной науч. конференции. Петрозаводск, 2002
  • «Первовестник светозвука» // Музыкальная академия. 2002. № 2
  • Cantus perpetuus А. Шнитке – «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. М., 2003
  • Музыка античных форм // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003
  • Парадоксы холоповского учения о музыкальной форме // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М., 2008
  • Певец русской гармонии // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009
  • Еще раз о прокофьевском рондо… // Александр Наумович Должанский (1908–1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения. СПб., 2008
  • Почему нам так недостает Валерии Ценовой? // Валерия Ценова. Жизнь на взлете. М., 2010
  • АСМ-2 в музыкальной науке (к 20-летию композиторского объединения) // Музыкальная академия 2011 № 1
  • «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» в аспекте музыкального формообразования у Мессиана // Век Мессиана. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011
  • «Он умел слушать время и не  боялся слышать в нем новое…» (к 80-летию Ю.Н.Холопова) // Музыкальная академия. 2012 № 3. Обновленная версия: Путь в науке // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сб. статей. М., 2016.
  • Рыцарь чистоты // Дмитрий Блюм. Портрет с вариациями. К 100-летию со дня рождения. М., 2012
  • «Музыкальная форма» в Московской консерватории // Журнал Общества теории музыки. Выпуск 2. 2013/2
  • И. В. Способин: развитие педагогической традиции Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016 № 1 (совм. с И. Старостиным).
  • Сколько частей в песенной форме? // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сб. статей. М., 2016.
  • Гомофония и полифония лицом к лицу: смешанные формы // В пространстве смыслов: текст и интертекст. Сб. статей. Петрозаводск, 2016.

Переводы

  • Э. Кшенек. Упражнения в контрапункте, основанном на двенадцатитоновой технике // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. М., 1992
  • В. Апель. Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) // Григорианский хорал. М., 1997; М., 2008

Научное редактирование, составление, вступительные статьи

  • Григорианский хорал (совместно с Ю. В. Москвой). М., 1997; М., 2008
  • А. Шёнберг. Основы музыкальной композиции. Перевод с английского Е. Доленко. М., 2000
  • Теория современной композиции (совместно с В. C. Ценовой). М., 2003
  • Музыкально-теоретические системы (совместно с В. С. Ценовой). М., 2006
  • Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму (совместно с В. С. Ценовой). М., 2006; М., 2008
  • Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
  • Композиторы о современной композиции. Хрестоматия (совместно с В. С. Ценовой). М., 2009
  • Валерия Ценова. Жизнь на взлете (совместно с М. В. Воиновой). М., 2010
  • Век Мессиана (совместно с К.В.Зенкиным).  М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011
  • Холопов Ю. Ритмические формы у Мессиана (по материалам лекций) // Век Мессиана. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011
  • Холопов Ю.Н.. Задачи по гармонии (совместно с И. Старостиным) // М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011
  • Холопов Ю.Н. Музыкальные формы классической традиции. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория»,  2012.
  • Чередниченко Т. Избранное. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория»,  2012
  • Холопов Ю.Н. О принципах композиции старинной музыки. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015

Контактный e-mail: tatyana-kyuregyan@yandex.ru

Москва, 2016
Москва, 2015
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2007
Москва, 2007
Москва, 2006
Москва, 2006
Москва, 2003
Москва, 1980