Век Мессиана: сборник статей


  • Рецензент: О. В. Лосева, кандидат искусствоведения; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения; М. А. Сапонов, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 272
  • ISBN: 978-5-89598-255-6

Редакторы-составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения; Т. С. Кюрегян, доктор искусствоведения

В основе книги — материалы конференции, проведенной Московской консерваторией к 100-летию со дня рождения О. Мессиана. Здесь затрагиваются важные для композитора вопросы общего характера — мировоззренческие, эстетические, исторические, и более специальные — проблемы формы и гармонии, аналитический метод, педагогические принципы. Издание адресовано профессиональным музыкантам разных специальностей и просвещенным любителям, интересующимся музыкой XX века.


Cерия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Номер сборника: 69

От составителей 4

К. Зенкин Слово в музыкальном мире Мессиана как знак «Божественного присутствия» 6

Т. Цареградская О религиозности Мессиана 25

О. Мессиан Заметки о фортепианном цикле «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» 31

Т. Кюрегян «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» в аспекте музыкального формообразования у Мессиана 47

Ю. Холопов Ритмические формы у Мессиана (по материалам лекций) 97

Иеромонах Филипп (Неседов) Созерцания о Святой Троице 135

Т. Цареградская Мессиан и его «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» 154

О. Мессиан «Каталог птиц» для фортепиано 161

М. Воинова «Три маленькие литургии Божественного Присутствия» Мессиана: о некоторых аспектах цветомузыки 173

Е. Кривицкая Мессиан и Стравинский 179

М. Дубов Мессиан-учитель 184

Н. Ренёва Оливье Мессиан — Пьер Булез: аналитическая эстафета 194

К. Жабинский О. Мессиан-учитель и П. Булез. Заметки к проблеме «Учитель и ученик» 214

Н. Санникова О влиянии опыта Оливье Мессиана на формирование сериального мышления Карлхайнца Штокхаузена 227

В. Екимовский Оливье Мессиан в России 235

Т. Золозова Мессиан во французском музыковедении 242

Хронограф жизни и творчества Оливье Мессиана 262

Об авторах 271

Данное издание посвящено 100-летию Мессиана и составлено в основном по материалам международной конференции, которая прошла в Мос­ковской консерватории в рамках грандиозного фестиваля в честь композитора в октябре — декабре 2008 года. Его тематика, весьма разнообразная, обнаруживает несколько доминирующих направлений: общая характеристика основ мировосприятия композитора; Творец в музыке Мессиана; ритм, цвет и птицы как сквозные темы его творчества; Мессиан и современники, старшие и младшие; Мессиан в России и во Франции. Многие публикуемые тексты значительно расширены в сравнении с относительно краткими по необходимости докладами, однако общая проблематика, в них заявленная, сохранена.
Вопросы веры, столь важные для французского мэтра, представлены в разных ракурсах: сквозь призму авторского слова (К. Зенкин), через соотнесение с позициями внутренне близких Мессиану представителей католицизма (Т. Цареградская) и даже посредством поиска аналогий между главными христианскими догматами, как они сформулированы отцами Церкви, и фундаментальными основами мессиановского музыкального мышления (иеромонах Филипп /Неседов/), что, в общем, не противоречит установкам самого композитора, не боящегося иной раз прямых уподоблений своей музыки явлениям мистическим.
Одно из важнейших и типичных для Мессиана сочинений, как по языку, так и по образности — «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса», — рассматривается в аспекте формообразования, его ведущих принципов, действительных и для других произведений Мессиана (Т. Кюрегян). Новые ритмические формы (из этого цикла и некоторых иных) представлены, кроме того, в ценных архивных материалах Ю. Холопова, который одним из первых в нашей стране начал глубокое изучение музыкального языка Мессиана и последовательно включал его сочинения в учебные курсы.
Всю жизнь волновавшие композитора цвето-звуковые соответствия раскрываются М. Воиновой на конкретном музыкальном материале и с опорой на авторские разъяснения в «Трактате о ритме, цвете и орнитологии». Специфика этого труда, опубликованного уже после кончины автора и еще мало известного в нашей стране, показана в статье Т. Цареградской, которая особенно выделяет его значение для понимания ритмической концепции мастера.
В ряде статей отражены творческие взаимоотношения Мессиана с его предшественниками и наследниками — И. Стравинским (Е. Кривицкая), П. Булезом (Н. Ренёва), К. Штокхаузеном (Н. Санникова); показана в разных аспектах педагогическая деятельность музыканта (М. Дубов, К. Жабинский).
В статье В. Екимовского, автора первой опубликованной русскоязычной монографии о Мессиане, эскизно очерчена судьба его музыки в нашей стране, непростое движение к ее исполнению и постижению, намеренно затруднявшееся в силу идеологических причин.
Большую ценность для российских музыкантов имеет также обзор франкоязычной литературы последних лет о Мессиане, сделанный Т. Золозовой.
Материалы конференции дополнены текстами самого композитора, впервые полностью публикуемыми на русском языке — это авторские заметки о фортепианных циклах «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (перевод В. Чинаева) и «Каталог птиц» (перевод Ю. Опариной).
Хронограф жизненного и творческого пути композитора, подготовленный Н. Ренёвой, поможет читателю лучше ориентироваться в вопросах, освещаемых в данной книге.