Современная музыка: вглядываясь в себя: сборник статей и материалов.
Редактор-составитель: А. А. Амрахова, доктор искусствоведения.
В сборник «Современная музыка: вглядываясь в себя» входят материалы круглых столов, организованных Научно-аналитическим отделом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Ведущие отечественные композиторы и музыковеды обсуждают вопросы, краеугольные для развития музыки в настоящее время: «национальное» в эпоху глобализации, особенности культуры периода метамодернизма, изменения, произошедшие в современной музыкальной критике.
Сборник адресован музыкантам-профессионалам, а также самому широкому кругу любителей музыки.
Вместо предисловия 5
Музыкальная культура России после распада СССР
Ф. М. Софронов. Двадцать лет русской музыки: 1993–2013 9
В. Г. Тарнопольский. Итоги двадцатилетия (интервью А. А. Амраховой с В. Г. Тарнопольским) 35
Три вариации на тему одной премьеры: материалы виртуального круглого стола о проблемах и тенденциях развития современного музыкального театра (А. А. Амрахова, М. А. Сапонов, К. В. Зенкин, Т. В. Цареградская) 46
В. Г. Тарнопольский. Текст программы к мультимедиа-опере «По ту сторону тени» 71
В. Г. Тарнопольский. По ту сторону оперной постановки 73
В. В. Тарнопольский. Феномен нового музыкального театра 81
Национальные школы в эпоху глобализации: «История с географией» (А. А. Амрахова, К. В. Зенкин, Л. В. Кириллина, В. Н. Юнусова, Л. О. Акопян, Дж. Селимханов, А. М. Раскатов) 94
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании)
Беседы с музыковедами (А. А. Амрахова, Л. О. Акопян, М. А. Сапонов, Р. А. Насонов, Т. С. Кюрегян, К. В. Зенкин) 132
Беседы с композиторами (В. Г. Тарнопольский, Ю. С. Каспаров, Ю. В. Воронцов, Ф. К. Караев, К. А. Уманский, Д. А. Курляндский) 182
Музыка XXI века: первые итоги (А. А. Амрахова, Л. О. Акопян, С. И. Савенко, Т. В. Цареградская, Дж. Селимханов) 221
В. Г. Тарнопольский. Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка XXI века — взгляд изнутри 239
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра? (А. А. Амрахова, А. А. Устинов, К. В. Зенкин, Р. А. Насонов, Т. А. Курышева) 254
Отсроченные премьеры (А. А. Амрахова, С. И. Савенко, Л. В. Кириллина, Ю. С. Векслер, К. А. Уманский, Ф. К. Караев, А. К. Вустин) 294
Музыка периода постпостмодернизма (А. А. Амрахова, И. Стоянова, Л. О. Акопян, Т. В. Цареградская) 334
Панорама современной Франции (интервью А. А. Амраховой с Е. О. Купровской) 343
Александр Хубеев вспоминает работу в Германии 351
Екатерина Купровская беседует с композиторами Франции (Ф. Юрель, Ф. Леру, А. Бон, О. Бро, Р. Сендо, Ф. Меймун) 360
Сведения об авторах 397
Перед вами не совсем обычный сборник. В нем собраны материалы круглых столов, беседы и специально написанные статьи, которые публиковались «Журналом Общества теории музыки» (по инициативе Научно-аналитического отдела Московской консерватории) на протяжении последних семи лет. Целью всех этих бесед, анкетирования и пр. было стремление выявить то, как с развитием культуры меняются формы ее осмысления. В наших круглых столах мы попытались создать модель обсуждения, представляющую научную мысль в аспекте разных концепций. Это своего рода мониторинг мнения профессионалов по важнейшим проблемам современной музыкальной культуры.
Первые обсуждения печатались в нашем журнале под рубрикой «Из истории — в теорию», но установка на рефлексию четко прослеживалась уже тогда: журнал заказывал статью, и она дискутировалась. Эта стратегия была сформулирована следующим образом: «С этого номера мы начинаем новую рубрику, которая будет называться “Из истории — в теорию”. Задача перед ней стоит непростая и вместе с тем старая как мир: приблизить академическую науку к реальной жизни, теорию — к практике. Для этого мы будем заказывать нашим авторам — ведущим музыковедам России — статьи о новейшей музыке. Рядом будут публиковаться беседы с композиторами и музыковедами, в которых приведенные в статье факты будут рассмотрены немного (или кардинально) с других позиций; тем самым мы расширяем смысловое поле рефлексии по поводу только что (или недавно) происшедшего в музыкальной жизни».
Открывает новую рубрику статья Ф. М. Софронова «Двадцать лет русской музыки: 1993–2013». Комментарии к этой статье, размышления по поводу того, как факты истории превращаются в стиль, — в интервью с В. Г. Тарнопольским. Направленность многих вопросов объясняется сверхидеей публикации: попробовать за чередой фактов и событий увидеть объективные стилеобразующие процессы.
Следующим выпуском журнала с подзаголовком «Из истории — в теорию» стал номер, посвященный премьере оперы самого В. Г. Тарнопольского «По ту сторону тени». Премьера, которая стала громким событием культурной жизни столицы, дала повод к серьезнейшему разговору о новейших тенденциях в развитии оперного жанра во второй половине XX столетия. Здесь тоже была опубликована заказанная редакцией статья — материал В. В. Тарнопольского о новом музыкальном театре.
Далее рубрика модифицировалась в круглые столы. Первый назывался «Национальное в эпоху глобализации». Его участники — музыковеды К. В. Зенкин, Л. О. Акопян, Л. В. Кириллина, В. Н. Юнусова и Дж. Селимханов, а также композитор А. М. Раскатов — пытались ответить на вопросы: (1) что есть «национальное» в музыке; (2) как этот феномен проявляется в настоящее время, в эпоху глобализации; (3) так же ли он характеризует стиль композитора, как в веке девятнадцатом?
Тематика следующего круглого стола назрела давно: на рубеже тысячелетий мы оказались не только в другой культурной обстановке, но и в другой стране. Изменилось всё: культурные ценности, идеология. Что в этой ситуации осталось нетленным и в чём вынуждены были разочароваться — вот вечные вопросы, которые легли в основу круглого стола «Реестр наших заблуждений».
Он «расслоился» на два подвида: музыковедческий и композиторский. Ведущие отечественные музыковеды Л. О. Акопян, М. А. Сапонов, Р. А. Насонов и К. В. Зенкин в беседах с А. А. Амраховой обсуждают проблемы, злободневные для современного отечественного музыкознания: о специальных музыковедческих методах исследования, о новейших тенденциях в гуманитарной методологии, о несоответствии классического аналитического аппарата современному музыкальному искусству. В попытке дать ответ на вопрос, какие теории и идеи заслуживают сегодня серьезной переоценки, создается «реестр наших заблуждений».
В дополняющей своеобразный круглый стол статье Т. С. Кюрегян «Три вопроса без ответа, или Возможен ли госстандарт в художественном образовании?» ставятся острые вопросы обучения музыковедов. Как сочетать унифицированные требования госстандарта с индивидуальным началом, без которого невозможны ни искусство, ни наука о нем? Как совместить всё растущее число учебных дисциплин с глубиной их постижения? Как в стремлении к широкой общегуманитарной подготовке не пожертвовать подлинным музыкальным профессионализмом? Преодолеть эти антиномии способна лишь сильная творческая личность, которая плохо вписывается в любые стандарты.
В беседах с композиторами ракурс был слегка изменен: в центре обсуждения — проблемы преподавания композиции в современной культурной ситуации, изменившаяся шкала ценностей, специфика композиторского анализа сочинений.
Темой очередного круглого стола под названием «Музыка XXI века: первые итоги» стала музыка первых восемнадцати лет нынешнего столетия: основные направления современного искусства — авангард, постмодернизм, а также особенности нового мироощущения, выразившиеся в сфере пространственно-временнóй организации и принципов формообразования музыкальных сочинений.
Продолжение этой темы в следующем номере журнала носило индивидуализированный характер. Материал назывался «Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка XXI века — взгляд изнутри». Композитор и педагог В. Г. Тарнопольский рассказывает о возникновении в 1993 году ансамбля солистов «Студия новой музыки» — ведущего коллектива, специализирующегося на исполнении современной музыки в России, и его задачах. Деятельность таких структур Московской консерватории, как Центр современной музыки, кафедра современной музыки и «Студия новой музыки», созданных при непосредственном участии В. Г. Тарнопольского, рассматривается композитором на широком культурологическом фоне, который включает в себя панораму всего происходящего в современной музыке.
Особняком стоит круглый стол, посвященный музыкальной критике в XXI веке. К разговору были привлечены главные редакторы газет и журналов, освещающих музыкальную жизнь страны: А. А. Устинов, К. В. Зенкин, Т. А. Курышева и А. А. Амрахова, а также Р. А. Насонов — музыковед, часто выступающий рецензентом на защитах диссертаций. Обсуждалась судьба музыкальной критики на современном этапе в связи с изменением статуса электронных средств массовой информации, специфика научной критики; также внимание было уделено проблеме воспитания нового поколения музыкальных журналистов.
Продолжает «оперную» тематику круглых столов материал под названием «Отсроченные премьеры». Поводом для серьезного разговора стала нелегкая судьба оперы А. К. Вустина «Влюбленный дьявол», которая прождала своего сценического воплощения почти тридцать лет. Ведущие музыковеды и историки музыки — С. И. Савенко, Л. В. Кириллина, Ю. С. Векслер — обсуждают проблему асинхронии написания и исполнения музыкальных сочинений в широком культурологическом контексте. Композиторы К. А. Уманский и Ф. К. Караев рассуждают о проблемах, которые возникают перед авторами, обращающимися к своим же произведениям спустя некоторое время. Эстетической и эмоциональной вершиной этого круглого стола стали два последних интервью Вустина, который делится воспоминаниями о времени, обстоятельствах, идее написания и особенностях постановочного процесса оперы «Влюбленный дьявол».
Данный сборник имеет особую внутреннюю форму. С одной стороны, здесь представлены беседы и статьи о современной музыкальной культуре; с другой стороны, размышляют о ней музыковеды и композиторы, которые эту культуру творят. Избранный нами ракурс обсуждения проблемных зон позволяет утверждать, что эта книга — своего рода иллюстрация саморефлексии культуры.
Мы не корректировали те положения из выступлений наших авторов, которые сегодня имеют спорный характер, так как несут смысловые отзвуки понимания проблемы, свойственного культурной ситуации времени высказывания. Тем самым мы добились эффекта исторической аутентичности в обсуждении вопросов, более точные ответы на многие из которых были получены гораздо позже. Думается, всегда интересно наблюдать, как осмыслялась та или иная тема: ведь обсуждению подвергались вопросы, которые и проблемными становились несколько позднее, только после попадания в поле рефлексии. Поэтому можно сказать, что еще одним персонажем и «автором» данного издания стало само Время — первое двадцатилетие XXI века, вернее культурная и интеллектуальная ситуация, ему сопутствовавшая. Материалы круглых столов расположены в той последовательности, в которой печатались на страницах журнала; все они снабжены точным указанием времени обсуждения и появления в печати.
Уникальность издания заключается также в том, что в нем представлено больше материалов, чем в публикациях «Журнала Общества теории музыки». Не обремененные требованиями ВАКа, мы сочли возможным включить в данный сборник те материалы, которые были заказаны нашим журналом, но, по тем или иным причинам, публиковались в других изданиях1 . Такой подход позволит лучше представить и описываемые проблемы, и масштабы проделанной нами работы.
Отдельно необходимо сказать об истории происхождения многочисленных интервью Е. О. Купровской с французскими композиторами. В 2020 году в нашу жизнь вошел ковид, который спутал все редакционные планы, и круглый стол под названием «Музыкальная культура Германии и Франции начала ХХ века, сравнительный анализ» канул в Лету. Но материал остался, мы его публиковали на протяжении нескольких номеров. Поскольку интервью были заказаны нашим журналом, мы сочли возможным включить их в данный сборник.
Из научной фантастики в современною науку пришло такое понятие, как «коллективный интеллект»: состояние, когда разум различных существ объединен в общую сеть, где «путешествие мысли» из одной головы в другую происходит беспрепятственно ввиду отсутствия какой бы то ни было интеллектуальной инаковости. Но мы далеки от фантазийно-биологической трактовки этого словосочетания. Современная наука широко использует возможности коллективного творчества, которое несет в себе огромные преимущества в быстроте принятия решения, в прогнозируемости происходящих и предстоящих событий. Претворить в жизнь метафору о коллективном или, пользуясь термином Нормана Ли Джонсона 2, «симбиотическом» интеллекте, значит для нас расширить общий теоретический фонд отечественного музыковедения за счет знаний о новейших тенденциях в мировой музыкальной науке.
В данном сборнике смоделированы уникальные условия, в которых читатель становится соучастником процесса превращения информации в знание. У читателей нашего издания появляется редкая возможность не только «услышать» тот своеобразный «резонансный гул», который возникает при обсуждении обозначенных тем, но и наблюдать процесс концептуализации музыкальным сообществом тех или иных представлений. Надеемся, что знакомство с этой книгой станет событием интеллектуального характера, примером со-бытия как со-творчества и единомышленников по профессиональному цеху, и широкого круга любителей музыки.
К. В. Зенкин, А. А. Амрахова
1 Речь идет об ответах на анкету Е. О. Купровской (круглый стол «Музыка эпохи постпостмодернизма»), переделанных в статью, которая была опубликована в другом издании. Также следует отметить интервью с А. К. Вустиным, опубликованное в газете «Музыкальное обозрение». Здесь и далее все примечания принадлежат редактору-составителю сборника А. А. Амраховой (в противном случае это специально оговорено). Редактор журнальных вариантов публикаций — Я. И. Станишевский, материала «Три вариации на тему одной премьеры…» — Д. Б. Горбатов.
2 Норман Ли Джонсон (Norman Lee Johnson, 1943–2021) — американский биофизик, доктор наук (Ph. D.) в области реологии, специалист по физике полимеров. Автор исследовательского проекта «The Symbiotic Intelligence Project», посвященного вопросам изучения симбиотического интеллекта.