Редакционная коллегия: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор М. И. Катунян (отв. ред.), кандидат искусствоведения, доцент А. С. Соколов, доктор искусствоведения, профессор
Сборник посвящен 80-летию со дня рождения выдающегося музыкального ученого, педагога, профессора Московской государственной консерватории Юрия Николаевича Холопова (1932–2003). В него вошли материалы международной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей 24–27 сентября 2012 года.
Среди авторов сборника — представители научной школы Холопова. Многопрофильный характер издания отражает интересы и достижения ученого в различных областях музыковедческой науки, развиваемые его учениками и последователями. Перед читателем развернута панорама теоретического познания истории музыки от античности до новейшего времени. Материалы сборника включают не публиковавшуюся прежде статью Холопова «Цвет звука и звуко-цвет» и интервью с ним, а также работы, посвященные проблемам музыкальной композиции (гармонии, формы, контрапункта), истории музыкальной теории, музыкальной эстетики и философии, педагогики. Специальный раздел отведен исследованиям о новой музыке, которая занимала особое место в научном творчестве Холопова.
Сборник адресован специалистам в области теории и истории музыки, учащимся, педагогам и всем интересующимся музыкальной культурой.
К читателю 6
Знаки, аббревиатуры, сокращения 7
Посвящение Лариса Кириллина. «Рязань дремотная, древесная, резная…» 8
Татьяна Кюрегян. Путь в науке 9
I. Юрий Николаевич Холопов:.материалы и воспоминания
Юрий Холопов Цвет звука и звуко-цвет 25
«Россия — страна, богатая талантами». Беседа Албены Найденовой с Юрием Холоповым (2002) 39
Григорий Лыжов, Елена Двоскина «Я школьный учитель». Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ 46
II. Наследие Ю. Н. Холопова
Лариса Кириллина Холоповский курс истории полифонии: от истоков до XVIII века 58
Игорь Кузнецов Системы гармонии и контрапункта Карлхайнца Штокхаузена в исследованиях Ю. Н. Холопова 67
Римма Поспелова, Елена Трубенок Холоповская теория конструктивных элементов системы как универсальный инструмент гармонического анализа 74
Ильдар Ханнанов Теория гармонии Ю. Н. Холопова в сравнении с современными американскими представлениями о тональной музыке 88
Григорий Рымко Три аспекта музыкальной формы по Ю. Н. Холопову 97
Александр Власов Анализ гармонических систем и исследование рынков: неожиданные параллели. Об универсализме аналитического метода Ю. Н. Холопова 104
III. Музыка в пространстве философии, эстетики и религии
Константин Зенкин А. Ф. Лосев и Ю. Н. Холопов: в чем смысл музыкального числа? 111
Евгения Чигарёва А. В. Михайлов и Ю. Н. Холопов. От слова к музыке. К вопросу об универсальности гуманитарной науки 119
Филипп Альтклаус О гармонии 125
Маргарита Катунян Романтические инверсии: от гармонии к картине мира 131
Татьяна Баранова Стравинский между православием и католицизмом (по материалам Фонда Пауля Захера) 144
IV. Из истории музыкальной теории
Сергей Лебедев Греческая наука в зеркале «Музыки» Боэция 166
Роман Насонов О немецких предках симфониургии 179
Марина Чебуркина Гармония пропорций во французской музыкальной теории XVII–XVIII веков и французское органное искусство Барокко 202
Дмитрий Чехович Д’Аламбер и теория минора 215
Елена Двоскина Учение Августина о ритме и XX век 227
V. У истоков классической музыкальной формы
Ольга Лосева О структурной модели барокко, или Что такое развертывание? 233
Анна Андрушкевич Немецкая ария в поисках формы: оперы Рейнгарда Кайзера 240
Марина Насонова Учение Ю. Н. Холопова о классическом музыкальном метре и феномен «говорящей музыки» 258
Татьяна Кюрегян Сколько частей в песенной форме? 264
Анна Иглицкая Принципы инструментовки сонатной экспозиции в ранних симфониях Й. Гайдна 280
VI. Проблемы лада и гармонии
Григорий Лыжов Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах 293
Маргарита Григорьева Об «ускользающих» каденциях в музыке Карло Джезуальдо 307
Эвелина Стручалина О гармонии Шуберта в отечественной науке последних десятилетий: подходы и аналитические методы 314
Татьяна Старостина Русские народнопесенные лады как модальная система. Проблемы классификации 324
Елена Николаева Ю. Н. Холопов — Н. С. Корндорф: диалог о русской гармонии 335
VII. Вопросы методики и педагогики
Марина Карасёва Учитель, ученик и пространство «2.0» — особенности изменения коммуникативных отношений в современной музыкальной педагогике 344
Ирина Коженова Претворяя заветы Мастера. О Всероссийском конкурсе по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова 359
Владимир Громадин Сочинение музыки как инструмент ее анализа 363
VIII. Культурная традиция: изменяющееся и неизменное
Егор Резников Звучание доисторических пещер с росписями и проблемы их сохранения 372
Елена Коляда Протожанры библейской музыки в западнохристианской литургической традиции. Некоторые аспекты жанровой эволюции 378
Наталья Ефимова Амвросианский хорал: традиция и канон 394
Анна Русакова Античность в русской музыкальной культуре XIX века. «Опыты с забытыми ритмами» А. С. Аренского 411
IX. К теории новой и новейшей музыки
Гражина Дауноравичене Между модерном и модернизмом (на примере творчества М. К. Чюрлёниса) 427
Юрий Захаров Интонация в додекафонной музыке (на примере песен А. Веберна ор. 23 и 25) 447
Надежда Петрусёва Переписка Пьера Булеза и Джона Кейджа: идеи и перспективы 461
Албена Найденова Композиционные принципы вокального цикла «Ein Buch von der Minne» Фридриха Церхи в контексте идейного мира венского Арт-Клуба (1947–1959) 473
Милена Божикова Дьёрдь Куртаг и Сэмюэль Беккет: за пределами речи 484
Елена Зинькевич «Музыка оказалась больше техники…» О «Мистерии» Валентина Сильвестрова 493
Евгения Изотова Звуковая комбинаторика Франко Донатони 506
Марина Переверзева Музыкальный мобиль: структура против формы 513
Валентина Холопова О психологической организации неклассических музыкальных форм 529
Светлана Савенко Музыка ХХI века: к перспективе изучения 541
Авторы 546
Указатель имен 549
Contents 558
Сборник статей, который вы держите в руках, составлен по материалам международной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей в Московской консерватории 24–27 сентября 2012 года в рамках фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова» и посвященной 80-летию со дня рождения выдающегося музыкального ученого и педагога, профессора Московской консерватории.
Юбилей Ю. Н. Холопова собрал в стенах нашей альма матер его учеников разных поколений, а также тех, кого можно назвать «научными внуками» Юрия Николаевича.
Группировка статей в разделы до известной степени условна, однако сами они, так или иначе, отражают круг научных областей и интересов Ю. Н. Холопова. К ним относятся:
- фундаментальная теория музыкальной композиции (гармония, контрапункт, форма) вкупе с историей музыкальной теории и музыкальной педагогикой и
- то, что выходит за их пределы — это и надмирные основы музыкального бытия, и жизнь музыки в культуре, и
- то, для чего необходим синтез всего названного — научное познание музыки сегодняшнего дня.
Именно к этой последней цели было, кажется, более всего устремлено научное и педагогическое творчество самого Ю. Н. Холопова, и потому не случайно, что статья «Цвет звука и звуко-цвет», публикуемая в первом разделе, посвящена именно музыке XX–XXI веков. Это не единственный текст Холопова в данном сборнике. Рядом с ним помещено одно из его последних интервью.
Регулярное появление за прошедшее десятилетие публикаций неизвестных текстов Холопова создает впечатление, что научный путь ученого, подробно прослеженный в открывающей сборник статье Т. С. Кюрегян, продолжается. Он действительно продолжается — в не меньшей степени в трудах учеников, последователей, но также и оппонентов, потому что для тех, кто сегодня участвует в развитии отечественной музыкальной науки, невозможно пройти мимо того, что внес в нее Ю. Н. Холопов.
Считаем приятным долгом выразить благодарность рецензентам сборника: Наталье Олеговне Власовой, Ольге Валерьевне Зубовой, Татьяне Ивановне Науменко, Ирине Ивановне Снитковой, Николаю Ивановичу Тарасевичу за их ценные замечания и предложения, а также Григорию Ивановичу Лыжову, оказавшему активное содействие в подготовке книги к изданию.
Искренняя признательность сотрудникам Научно-издательского центра «Московская консерватория» Григорию Анатольевичу Моисееву, Сергею Михайловичу Мовчану, Екатерине Андреевне Лариной.
Редколлегия