Данное руководство по общему курсу гармонии предназначено для иностранных студентов, обучение которых имеет свою специфику. Во введении содержатся минимальные, самые необходимые для изучения гармонии сведения по элементарной теории; в основной части представлена программа среднего звена (которая осваивается на подготовительном отделении) и вуза. Пособие включает задания во всех практикуемых формах: письменные упражнения, игра на фортепиано, гармонический анализ.
От автора 9
Введение. Сведения по элементарной теории музыки
§ 1. Названия звуков 10
§ 2. Диез 10
§ 3. Бемоль 10
§ 4. Дубль-диез 10
§ 5. Дубль-бемоль 10
§ 6. Бекар 10
§ 7. Гамма 10
§ 8. Ступень (1-е значение) 10
§ 9. Полутон 11
§ 10. Тон 11
§ 11. Ступень (2-е значение) 11
§ 12. Интервал 11
§ 13. Ступенная величина интервалов 11
§ 14. Тоновая величина интервалов 11
§ 15. Чистые интервалы 11
§ 16. Малые и большие интервалы 11
§ 17. Уменьшённые интервалы 12
§ 18. Увеличенные интервалы 12
§ 19. Тритон 12
§ 20. Лад 12
§ 21. Мажор 12
§ 22. Минор 12
§ 23. Тональность 13
§ 24. Наименование тональности 13
§ 25. Употребительные тональности 13
§ 26. Мажорные тональности 13
§ 27. Минорные тональности 14
§ 28. Энгармонически равные тональности 14
§ 29. Число знаков в тональностях 14
§ 30. Одноимённые тональности 15
§ 31. Параллельные тональности 15
§ 32. Аккорды 15
§ 33. Виды трезвучий 15
§ 34. Виды септаккордов 15
§ 35. Обращения аккордов 15
§ 36. Обращения трезвучий 15
§ 37. Обращения септаккордов 16
§ 38. Основные длительности 16
Гармония
§ 39. Четырёхголосное изложение 17
§ 40. Стабильное четырехголосие 17
§ 41. Название звуков аккорда 17
§ 42. Нормативное удвоение в трезвучии 17
§ 43. Расположение аккорда 17
§ 44. Тесное расположение 17
§ 45. Широкое расположение 17
§ 46. Мелодическое положение 18
ЗАДАНИЕ 1 18
§ 47. Функция аккорда 18
§ 48. Возможное последование функций 18
§ 49. Доминанта в миноре 18
ЗАДАНИЕ 2 18
§ 50. Голосоведение 18
§ 51. Соединение трезвучий 18
§ 52. Гармоническое соединение 19
§ 53. Перекрещивание голосов 19
ЗАДАНИЕ 3 19
§ 54. Мелодическое соединение 19
ЗАДАНИЕ 4 20
§ 55. Гармонизация мелодии 21
§ 56. Выбор расположения 21
ЗАДАНИЕ 5 22
§ 57. Перемещение трезвучия 23
ЗАДАНИЕ 6 24
§ 58. Повторение гармонии при перемещении 24
ЗАДАНИЕ 7 24
§ 59. Скачки терций 25
ЗАДАНИЕ 8 26
§ 60. Скачки терций в миноре 27
ЗАДАНИЕ 9 27
§ 61. Период 27
§ 62. Каденция 27
ЗАДАНИE 10 28
§ 63. Кадансовый квартсекстаккорд 28
ЗАДАНИЕ 11 29
§ 64. Секстаккорд 29
ЗАДАНИЕ 12 30
§ 65. Плавное соединение трезвучия и секстаккорда 30
ЗАДАНИE 13 31
§ 66. Соединение секстаккордов с кадансовым 31
ЗАДАНИЕ 14 31
§ 67. Применение секстаккордов 31
ЗАДАНИЕ 15 32
§ 68. Перемещение в секстаккордах 32
ЗАДАНИЕ 16 32
§ 69. Скачки при соединении трезвучия и секстаккорда 33
ЗАДАНИЕ 17 33
§ 70. Скачки при соединении секстаккорда и трезвучия 33
ЗАДАНИE 18 34
§ 71. Соединение двух секстаккордов 35
§ 72. Увеличенные интервалы при соединении секстаккордов 35
ЗАДАНИE 19 36
§ 73. Проходящие обороты 37
§ 74. Проходящие квартсекстаккорды 37
ЗАДАНИE 20 38
§ 75. Вспомогательные обороты 39
§ 76. Вспомогательные квартсекстаккорды 39
ЗАДАНИE 21 40
§ 77. Доминантсептаккорд 40
§ 78. Разрешение доминантсептаккорда 41
§ 79. Употребление доминантсептаккорда 41
§ 80. Перемещение доминантсептаккорда 42
§ 81. Неполный доминантсептаккорд 42
ЗАДАНИE 22 43
§ 82. Обращения доминантсептаккорда 43
§ 83. Разрешение обращений доминантсептаккорда 43
§ 84. Употребление обращений доминантсептаккорда 44
§ 85. Проходящие обороты с доминантовым терцквартаккордом 44
ЗАДАНИE 23 45
§ 86. Секстаккорд II ступени 46
ЗАДАНИЕ 24 47
§ 87. Трезвучие II ступени 48
§ 88. Проходящие обороты с аккордами II ступени 48
ЗАДАНИЕ 25 48
§ 89. Субдоминанты гармонического мажора 49
ЗАДАНИЕ 26 50
§ 90. Прерванная каденция 50
§ 91. Трезвучие VI ступени вне каденции 51
ЗАДАНИЕ 27 51
§ 92. Септаккорд II ступени 52
§ 93. Разрешение II7 в тонику 52
§ 94. II7 в каденции 53
ЗАДАНИЕ 28 53
§ 95. Проходящие обороты с участием II7 54
§ 96. Вспомогательные обороты с II7 54
ЗАДАНИЕ 29 55
§ 97. Вводный септаккорд, или септаккорд VII ступени 56
§ 98. Разрешение VII7 в тонику 56
ЗАДАНИЕ 30 57
§ 99. Проходящие обороты с участием VII7 57
ЗАДАНИЕ 31 58
§ 100. Доминантовый нонаккорд 58
ЗАДАНИЕ 32 59
§ 101. Доминанта с секстой 59
ЗАДАНИЕ 33 60
§ 102. Секстаккорд VII ступени 61
ЗАДАНИЕ 34 61
§ 103. Трезвучие III ступени 61
ЗАДАНИЕ 35 62
§ 104. Диатонические секвенции 63
ЗАДАНИЕ 36 63
§ 105. Двойная доминанта 64
§ 106. Подготовка аккордов двойной доминанты 64
§ 107. Двойная доминанта в каденции 65
ЗАДАНИЕ 37 66
§ 108. Альтерация двойной доминанты 66
ЗАДАНИЕ 38 67
§ 109. Двойная доминанта внутри построения 68
ЗАДАНИЕ 39 68
§ 110. Отклонение 69
ЗАДАНИЕ 40 70
§ 111. Хроматические секвенции 70
ЗАДАНИЕ 41 71
§ 112. Модуляция 72
ЗАДАНИЕ 42 73
§ 113. Неаккордовые звуки 74
§ 114. Проходящие звуки 74
§ 115. Ограничения для проходящих звуков 74
§ 116. Проходящие звуки в разных голосах 75
§ 117. Двойные и тройные проходящие звуки 75
§ 118. Хроматические проходящие звуки 75
ЗАДАНИЕ 43 76
§ 119. Вспомогательные звуки 77
§ 120. Ограничения для вспомогательных звуков 77
§ 121. Вспомогательные звуки в разных голосах 78
§ 122. Двойные и тройные вспомогательные звуки 78
§ 123. Хроматические вспомогательные звуки 78
ЗАДАНИЕ 44 78
§ 124. Особые виды вспомогательных звуков 80
ЗАДАНИЕ 45 80
§ 125. Задержание 81
§ 126. Приготовленное задержание 81
§ 127. Неприготовленное задержание 81
§ 128. Ограничения для задержаний 82
§ 129. Двойные и тройные задержания 83
ЗАДАНИЕ 46 83
§ 130. Предъём 84
ЗАДАНИЕ 47 85
§ 131. Сочетание разных видов неаккордовых звуков 86
ЗАДАНИЕ 48 86
§ 132. Альтерация аккордов субдоминанты 87
§ 133. Неаполитанская гармония 87
ЗАДАНИЕ 49 88
§ 134. Альтерация аккордов доминанты 88
ЗАДАНИЕ 50 90
§ 135. Органный пункт 91
ЗАДАНИЕ 51 92
§ 136. Мажоро-минор и миноро-мажор 94
ЗАДАНИЕ 52 95
§ 137. Постепенная модуляция в далекие тональности 96
§ 138. Модуляция на два знака 96
ЗАДАНИЕ 53 97
§ 139. Постепенная модуляция на три и более знаков 97
ЗАДАНИЕ 54 98
§ 140. Внезапные модуляции 99
§ 141. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд 99
ЗАДАНИЕ 55 102
§ 142. Энгармоническая модуляция через уменьшённый септаккорд 103
ЗАДАНИЕ 56 103
§ 143. Далекие модуляции через гармонии высоких и низких ступеней 104
ЗАДАНИЕ 57 105
§ 144. Эллипсис 105
§ 145. Доминантовая цепочка 106
ЗАДАНИЕ 58 106
Дополнительные упражнения по игре
Гармонические темы для варьирования 107
Мелодии для игры сопровождения 108
Фактурные модели 111
Образцы для анализа
1. Ф. Шопен. Ноктюрн ор. 37 № 1 112
2. Ф. Шуберт. «Король в Фуле» D 367 112
3. Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества» op. 68 113
4. Р. Шуман. «Народная песенка» из «Альбома для юношества» ор. 68 113
5. Р. Шуман. «Колыбельная песенка» из «Альбома для юношества» ор. 68 114
6. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8, I часть 114
7. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 9, II часть 115
8. И. Брамс. «Девушка» ор. 95 № 1 115
9. В. А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано К 377, II часть 116
10. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, II часть 116
11. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 3, II часть 117
12. В. А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано К 377, III часть 118
13. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 5, I часть 118
14. А. Даргомыжский. «Каюсь, дядя…» 119
15. А. Даргомыжский. «Я вас любил» 119
16. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 15, II часть 120
17. Р. Шуман. Марш ор. 99 № 11 121
18. Ф. Лист. «Утешение» № 4 122
19. Р. Шуман. «Листок из альбома» ор. 99 № 6 122
20. С. Рахманинов. «Уж ты, нива моя…» 123
21. И. С. Бах — А. Вивальди. Концерт для клавира BWV 973 G-dur (пример а) 123
22. И. С. Бах — А. Вивальди. Концерт для клавира BWV 973 G-dur (пример б) 124
23. И. Брамс. Баллада ор. 118 № 3 124
24. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 7, IV часть 125
25. Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10, II часть 126
26. Р. Шуман. Вальс ор. 124 № 4 126
27. П. Чайковский. Полька из «Детского альбома» ор. 39 126
28. П. Чайковский. «Шарманщик поет» из «Детского альбома» ор. 39 127
29. Р. Шуман. «О чужих странах и людях» из «Детских сцен» ор. 15 127
30. П. Чайковский. Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано ор. 34 128
31. Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 25, III часть 128
32. Э. Григ. «Однажды…» ор. 71 129
33. В. А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано К 379, I часть 129
34. Ф. Шуберт. «Песнь Миньоны» D 877 129
35. М. Глинка. «Скажи, зачем» 130
36. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 20, II часть 131
37. Р. Шуман. «Листок из альбома» ор. 99 № 4 131
38. Ф. Шуберт. «Сладость скорби» D 260 132
39. П. Чайковский. «Песенка без слов» ор. 40 № 6 133
40. С. Рахманинов. «Ночью в саду у меня» ор. 38 № 1 133
41. М. Глинка. «К ней» 134
42. П. Чайковский. «Зимнее утро» из «Детского альбома» ор. 39 134
43. А. Скрябин. Прелюдия ор. 11 № 10 135
44. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 29, III часть 136
45. М. Мусоргский. Гаданье Марфы из оперы «Хованщина» 137
46. Ф. Шопен. Прелюдия ор. 28 № 9 138
47. Ф. Лист. «Радость и горе» 140
48. М. Мусоргский. «Горними тихо летела душа небесами» 141
49. С. Рахманинов. «В душе у каждого из нас» ор. 34 № 2 142
50. Н. Римский-Корсаков. Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко» 143
51. Л. ван Бетховен. Симфония № 5, II часть 143
52. Ф. Шопен. Мазурка ор. 56 № 1 144
53. Ф. Шуберт. Соната для фортепиано D 960 B-dur, I часть 145
54. Ф. Лист. Концертный этюд As-dur 146
55. Ф. Шуберт. «Миньона» D 321 146
56. Н. Римский-Корсаков. Ариозо Морской Царевны из оперы «Садко» 147
57. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 14, II часть 148
58. Ф. Шопен. Мазурка ор. 6 № 1 148
Русско-английский словарь музыкальных терминов 149
Данное руководство имеет чисто практическую направленность и вполне конкретного адресата: это студенты иностранного отделения исполнительских факультетов, не прошедшие нашей отечественной музыкальной школы. Очень часто они не имеют даже минимальной теоретической базы, к тому же испытывают большие сложности с русским языком. Названия звуков, интервалы, тональности, аккорды и их обращения — все это приходится разъяснять на подготовительном факультете в дополнение к основному материалу — а это весь училищный курс гармонии, который надлежит освоить за год. В подобных условиях наши признанные учебники непосильны для учащихся и требуют очень серьезной адаптации к их реальным возможностям. Весьма ограниченна, по понятным причинам, и способность иностранных слушателей к конспектированию русскоязычных лекций, от чего их лучше избавить хотя бы ради экономии времени.
Сказанным определяется, по сути, жанр данной работы: это «конспект» курса, где словами предельно кратко выражено лишь самое необходимое; где многочисленные нотные примеры «договаривают» невысказанное в тексте; и где специально разработанные домашние задания, с одной стороны, приобщают учащихся ко всем составляющим курса, а с другой — предлагают по возможности «комфортные» условия для применения новых на каждом уроке гармонических средств.
Первая половина пособия (§§ 1–112) содержит материал «среднего звена»; он осваивается (при отсутствии полноценного училищного образования) на подготовительном факультете консерватории. Вторая половина (§§ 113–145) охватывает вузовскую часть курса, которая изучается иностранными студентами (как и российскими) в течение года. Но и на этом этапе для них необходим особый, в чем-то «щадящий» режим.
Так, в практических заданиях, наряду с традиционным «хоральным» четырёхголосием, предлагается и другая форма изложения — как бы для солирующего инструмента (или голоса) с фортепианным сопровождением. Соответственно, целое записывается на трёх строчках: мелодия выносится на отдельный нотоносец, а на двух других дается четырёхголосное сопровождение. Освобожденный от необходимости непосредственно (линеарно) следовать за мелодическим голосом, гармонический массив в таком случае избавляется от многих осложнений в голосоведении (которое желательно строго блюсти и в такой форме). А подключение некоторых типичных фактурных форм (по образцу вальса, романса, марша и т. п., см. в приложении) придает подобным заданиям ощутимый жанровый оттенок и помогает начинающим «гармонистам» уловить связь изучаемых явлений с «живой музыкой». Круг ритмофактурных моделей может быть расширен с помощью педагога или по инициативе самих студентов.
При изучении разных видов неаккордовых звуков применяется вариационный метод, а именно «игра вариаций» на заданную гармоническую последовательность, ориентированную по своему строению на те или иные виды неаккордовых звуков. Параллельно с освоением более сложных гармонических явлений во втором семестре желательно практиковать игру сопровождения пусть даже к самым простым мелодиям — с тем чтобы учащиеся почувствовали «реальную отдачу» от столь непростого для них курса.
Для обеспечения хотя бы минимальной аналитической практики в пособии представлен ряд образцов для гармонического анализа, выполняемого в классе или дома, самостоятельно. К большинству из них целесообразно обращаться неоднократно, по мере освоения все новых гармонических средств. Желательно, однако, чтобы круг анализируемых произведений был расширен преподавателем, возможно, с привлечением сочинений из исполнительского репертуара студентов.
Для смягчения языкового барьера хотя бы на базовом терминологическом уровне дается русско-английский словарь музыкальных терминов. Алфавитный принцип в нем выдержан лишь отчасти. Чтобы представленные термины следовали не в механическом порядке, но имели некоторую смысловую зависимость, они группируются по «тематическому» признаку — вокруг некоторых опорных понятий, с которыми так или иначе связаны.
Автор благодарит рецензентов — кандидатов искусствоведения, доцентов Г. И. Лыжова и О. Е. Назайкинскую за высказанные при обсуждении работы замечания, а также кандидатов искусствоведения М. В. Воинову и О. В. Зубову за помощь при подготовке книги к изданию.