Член Союза композиторов России;
Член Российского отделения Международного общества по изучению творчества И. Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры Российской академии наук (Московское отделение Goethe-Gesellschaft in Weimar);
Лауреат III Всесоюзного конкурса музыковедов им. Б. В. Асафьева (1992, за книгу «Альфред Шнитке: очерк жизни и творчества», в соавторстве с В. Н. Холоповой).


Родилась в городе Воронеже. В 1962 году окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (специальность — «русская филология»).

В 1968 году окончила Московскую консерваторию по специальности «музыковедение», в 1972 году – аспирантуру при консерватории. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель — Е. В. Назайкинский).

В 1992 и 1993 годах проходила научную стажировку в Институте мировой литературы им. А. М. Горького (отдел теории литературы, научный консультант — доктор филологических наук А. В. Михайлов).

В 1998 году защитила докторскую диссертацию. Направления научно-исследовательской деятельности: австрийская культура, творчество В. А. Моцарта и его современников, проблемы музыкального языка в некоторых стилях XX века (Б. Бартока, А. Г. Шнитке, А. Л. Локшина и других), семантика музыкального языка, слово и музыка, художественная индивидуальность музыкального произведения.

Педагогическая деятельность:

В 1963–1970 годах преподавала в Детской музыкальной школе при Музыкальном училище Московской консерватории, в 1970–1985 годах — в Музыкальном училище при Московской консерватории (преподаватель теоретических дисциплин).

С 1985 года по настоящее время преподаёт на кафедре теории музыки Московской консерватории. С 1986 года — доцент, с 2002 года — профессор.

Индивидуальные занятия по музыкальной  форме; руководство курсовыми работами по музыкальной форме; консультации студентов по педагогической практике (элементарная теория музыки, сольфеджио), посещение занятий, которые проводят студенты в вечерней музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории.

Ученики:

За годы преподавания общих и специальных курсов в Музыкальном училище и Московской консерватории прошло обучение около 400 человек, под её руководством защищено 13 дипломных и 2 кандидатские диссертации (И. Некрасова, О. Синельникова, В. Рогожникова).

Среди учеников: доктора искусствоведения Ю. Бочаров, Л. Кириллина, В. Ценова; кандидаты искусствоведения Е. Дубинец, А. Казурова, И. Скворцова; композиторы Е. Бутузова, С. Загний, К. Уманский, Е. Фирсова и другие.

Научные труды. Издания. Публикации:

Чигарёва — автор около 100 работ о В. А. Моцарте, Б. Бартоке, А. Шнитке, А. Локшине и т. д.  Редактор научных изданий, публикатор архивных материалов, участник и организатор многих теоретических, в том числе международных, конференций.

Монографии, учебные пособия

  • Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В. П. Бобровского. Составитель (совместно с Е. Р. Скурко) и автор статьи. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 64. — М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 269 с.;
  • Бела Барток сегодня. Сборник статей. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 74. — М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 198 с.;
  • Художественный мир Альфреда Шнитке.  — СПб, изд. «Композитор», 2015. 367 с.;
  • Альфред Шнитке: на пересечении прошлого и будущего. Сборник статей по материалам юбилейной конференции.  Составитель и автор статей. Обсуждён намкафедре, одобрен на редсовете, находится в работе в РИО. 10 п.л.

Основные публикации

  • «Тема-эпиграф» Пятнадцатого квартета (Бетховена) // Советская музыка. 1970. № 12;
  • О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. —М., 1972;
  • О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон-Жуан» // Вопросы оперной драматургии. — М., 1975;
  • Стилистические особенности симфоний А. Локшина // Музыка и современность. Вып. 10. — М., 1976;
  • Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов // Бела Барток. — М., 1977;
  • Индивидуализирующий комплекс темообразующих выразительных средств в условиях современного музыкального языка и его классические истоки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. — М., 1979;
  • Барток Б. Избранные письма / Редактор-составитель Е. И. Чигарева. — М., 1988;
  • Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества [в соавт. с В. Н. Холоповой]. — М., 1990;
  • Памяти Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. К 65-летию со дня рождения. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. — М., 1999;
  • Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. — М., 2000. 2-е изд. 2001;
  • Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. — М., 2001;
  • Музыкальные формы в литературе (в интерпретации филологов и музыковедов) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. — М., 2002;
  • Die Symphonien Alexander Lokschins und ihre stilistischen Besonderheiten // Ein unbekanntes Genie: Der Symphoniker Alexander Lokschin. — Вerlin, 2002;
  • Годы учения у Альфреда Гарриевича Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. — М., 2003;
  • О методе «функционального анализа» Ханса Келлера // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. — М., 2003;
  • Седьмая и Восьмая симфонии Альфреда Шнитке как макроцикл (в контексте его творчества) // Альфреду Шнитке посвящается... К 70-летию композитора. Вып. 4. — М., 2004;
  • Принцип прозы в музыкальном мышлении ХХ века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. — М., 2004;
  • О позднем стиле [А. Шнитке] // Музыкальная академия. 2004. № 4; 
  • Бела Барток: «Высочайший музыкальный синтез эпохи» // Венгерское искусство и литература ХХ века. — СПб., 2005;
  • Полистилистика // Теория современной композиции. — М., 2005;
  • Альфред Шнитке // История отечественной музыки второй половины ХХ века. — М., 2005;
  • Ein Komponist im heutigen Russland und sein Werk — Alexander Neduev // Der schmale Pfad. Ortodoxe Quellen und Zeugnisse. B. 9. September 2004;
  • Встречи, беседы, музыка // А. Л. Локшин — композитор и педагог. — М., 2006;
  • Творчество Альфреда Шнитке в контексте немецко-австрийской романтической традиции // Альфреду Шнитке посвящается… Вып. 5. — М., 2006;
  • Бобровский о Шостаковиче // Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. — М., 2007;
  • О музыкальной организации литературного произведения (на примере рассказов Чехова) // Слово и музыка. Вып. 2. Редакторы-составители: Е. И. Чигарёва, Е. М. Царёва, Д. Р. Петров. М., 2008
  • Мои воспоминания о Ю. Н. Холопове // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Редактор-составитель В. Н. Холопова. — М., 2008;
  • Музыка, молчание, тишина, молитва… // Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Сборник 171. Составитель и ответственный редактор И. С. Стогний. — М., 2008. — С. 12−19;
  • Неоромантизм и неоканонические тенденции в отечественной музыке последней трети ХХ века // Мир романтизма. Материалы международной научной конференции «Мир романтизма». Т. 13 (37). Научный редактор И. В. Карташова. — Тверь, 2008. — С. 77−81;
  • О семантике тональностей у Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 6. Редактор-составитель А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2008. — С. 19−35;
  • О неориторике в музыке ХХ века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научной конференции РАМ им. Гнесиных. Редактор-составитель Л. С. Дьячкова. — М., 2009. — С. 148−157;
  • Семантический и интонационный комплекс «Волшебной флейты» в творчестве Моцарта // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигарёвой. Составитель Е. А. Доленко. — М.: Издатель Доленко, 2010. — С. 91−117;
  • На пути к вере. — М.: Волшебный фонарь, 2010. Тираж 1020. 174 С.

Публикации об этом педагоге: 

  • Кириллина Л. [О книге Е. Чигарёвой «Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика — М., 2000.] // Старинная музыка. 2001. № 1; 
  • Булычева А. На пороге тайны [О книге Е. Чигарёвой «Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика — М., 2000.] // Большой. 2002. № 2;
  • От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигаревой. Составитель Е.А. Доленко. — М.: Издатель Доленко, 2010. 339 С.;
  • Елена Доленко. Слово об учителе // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигаревой. Составитель Е.А. Доленко. — М.: Издатель Доленко, 2010. — С. 3−7.

Контактный e-mail:   echigareva@yandex.ru

Москва, 2017
Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2015
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2009
Москва, 2006
Москва, 2005
Москва, 2000
Москва, 1990