Редактор-составитель: А. С. Пастушкова
Члены редколлегии: Р. А. Насонов, В. В. Тарнопольский
Сборник посвящен истории Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории. В нем впервые опубликованы архивные документы и воспоминания членов СНТО о деятельности Общества в 1940-е — 2010-е годы. Отдельный раздел сборника составили научные статьи студентов и аспирантов — участников Общества наших дней.
Книга адресована исследователям отечественной музыкальной культуры, а также всем интересующимся историей Московской консерватории.
От составителя 5
Роман Насонов, Владислав Тарнопольский Продолжая традиции... 8
История Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории в воспоминаниях современников и документах
Научное студенческое общество в 1950-е — начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова 21
Инна Барсова. Мои воспоминания о Научном студенческом обществе 30
Ирина Коженова. Научное студенческое общество в годы «оттепели» 35
Евгения Чигарёва. Пароль «Webern»... 41
Игорь Кузнецов. Несколько слов о композиторском клубе СНТО 43
СНТО в 1970-е годы. Рассказывает Михаил Сапонов 47
СНТО в 1980-е — начале 1990-х годов
Фольклорный клуб и Фольклорный ансамбль СНТО. Рассказывает Наталья Гилярова 55
Камерный клуб СНТО. Рассказывает Рувим Островский 58
Изучение старинной музыки. Ансамбль Musica Rediviva. Знакомство с современной музыкой Рассказывает Лариса Кириллина 61
Александр Власов. СНТО 1980-х глазами очевидца 65
Статьи участников СНТО новейшего времени
Мария Выдрицкая (Кузнецова). Текстология мелизматики знаменного распева на примере избранных триодных стихир 71
Юлия Москвина. Магнификат в творчестве испанских композиторов XVI века 82
Анна Пастушкова. Виолетта в сочинениях А. Вивальди: проблемы идентификации и нотации 95
Алеся Текучева (Бабенко). Крепостной оркестр графа Н. П. Шереметева: лица и факты 107
Олеся Бурдуковская. Второй звуковой. О музыке В. Н. Крюкова к кинофильму «Мертвый дом» 149
Владислав Тарнопольский. Диалог Второго русского авангарда со Второй венской школой: Камерная симфония op. 21 Николая Каретникова в зеркале Симфонии op. 21 Антона Веберна 160
Оксана Вакатова (Усова). «Я верю в Девочку со спичками». Опера Хельмута Лахенмана как опыт нового прочтения сказки Г. Х. Андерсена 174
Кристина Агаронян. Ариадна американского постминимализма: творческий портрет Мэри Джейн Лич 184
Приложение
Список основных мероприятий Студенческого научно-творческого общества (2014–2019) 208
Сведения об авторах 218
В 2018 году Студенческое научно-творческое общество Московской консерватории отметило 80-летний юбилей. Импульсом для начала студенческого движения стало важное событие, произошедшее в 1938 году: в консерватории появился Творческий кружок, организованный студентами Григорием Фридом и Вадимом Гусаковым, в деятельности которого активное участие принимали Святослав Рихтер, Анатолий Ведерников и Кира Алемасова1. На встречах кружка участники знакомились с неизвестными или редко звучавшими сочинениями, а также с музыкой молодых композиторов. Музыканты проводили «немыслимые» по суровым меркам того времени встречи, на которых исполняли в переложении для двух роялей оперы Вагнера и Штрауса, сочинения Берлиоза, Дебюсси, Равеля и Стравинского2. Их союз не получил официального признания, но отразил дух свободного и бесстрашного юношества, устремленного к новым берегам. Как рассуждал о времени зарождения Студенческого общества пианист Рувим Островский, «…даже в те страшные времена СНТО было территорией максимально возможной свободы в драконовском царстве»3.
Первое упоминание о Научном студенческом обществе (НСО; СНТО с 1972 года) появилось в стенограммах заседаний Совета консерватории только в 1952 году4. Но наряду с НСО как официально узаконенным движением продолжали существовать андеграундные студенческие образования и группы, называвшиеся иначе. Их роль была сходной и не менее значимой в студенческой жизни консерваторцев. Например, в годы войны действовал творческий студенческий кружок в фортепианном классе Леонида Исааковича Ройзмана. Позднее, во второй половине 1960-х годов, в «красном уголке» — большой комнате с роялем в консерваторском общежитии — собиралось общество с парадоксальным названием «Клуб любителей музыки», куда входил пианист Александр Бондурянский (тогда аспирант), скрипачи Анатолий Кафтанат и Михаил Безверхний, скрипачки Татьяна Гринденко и Изидора Шварцберг.
В оттепельные и более поздние времена сочинения «неугодных» авторов стали постепенно проникать и в собственные мероприятия СНТО. Несмотря на большие трудности в организации подобных вечеров, увлеченные студенты и аспиранты стремились просвещать и просвещаться. Расширению кругозора способствовали тесные контакты с музыкальными организациями советских республик, например, с таллинскими консерваторией и Союзом композиторов5.
К 1980-м годам Общество стало площадкой для широкого круга исследований. Внутри СНТО сформировались группы по изучению фольклора, старинной музыки, музыки Востока и других областей музыкального искусства. Эти объединения подготовили почву для современных учебных планов консерватории, благодаря которым у студентов появилась возможность заниматься профессионально любым из узкоспециальных направлений. Например, под эгидой СНТО появились факультативные курсы «История нотации» Т. Б. Барановой и И. А. Барсовой, «Теория культуры» Т. В. Чередниченко, впоследствии включенные в обязательную учебную программу6.
СНТО новейшего времени, возрожденное в 2014 году после 22-летнего перерыва при активной поддержке ректората, — общество, существующее совсем в других условиях: у него другая история, возможности и задачи. Одной из главных задач стало налаживание общения между студентами разных специальностей, которые зачастую «мало знакомы с коллегами старших и младших курсов, а тем более со студентами других факультетов»7. Поэтому было важно объединить студентов и привлечь их внимание к музыкальным областям, отличным от тех, которыми они интересуются.
Истории СНТО от зарождения и до настоящего времени посвящен первый раздел этой книги. В нем собраны, будто «листки из альбома», воспоминания о наиболее запоминающихся событиях, в том числе о самых ранних — произошедших шестьдесят и даже семьдесят лет назад. Своими воспоминаниями участники СНТО разных лет (1950-е — 2010-е годы) поделились на юбилейной встрече «Студенческому научно-творческому обществу 80 лет: в круге воспоминаний»8 и в личных беседах. Многие из них сейчас — маститые музыковеды и исполнители, профессора консерватории. А тогда они сами были студентами или аспирантами, только начинавшими свой путь в профессию. В годы участия в деятельности Общества у многих начали формироваться направления профессиональной деятельности. Об идее возникновения Научного студенческого общества поведала Инна Алексеевна Барсова; о «денисовском» НСО и первых попытках изучения авангардной (или просто запрещенной) музыки рассказали Валентина Николаевна Холопова, Галина Владимировна Григорьева и Евгения Ивановна Чигарёва; о творческих контактах с композиторами Прибалтики и их инициаторе Ю. А. Фортунатове — Ирина Васильевна Коженова, о просветительской деятельности Композиторского клуба в 1960-е годы — Игорь Константинович Кузнецов. Воспоминаниями о самых необычных встречах и концертах СНТО 1970-х годов поделился Михаил Александрович Сапонов. В беседе с Натальей Николаевной Гиляровой удалось узнать об истории зарождения Фольклорного ансамбля Московской консерватории и опыте первых студенческих публикаций, посвященных этномузыкологии. Рувим Аронович Островский поведал о камерном музицировании в студенческие годы; Лариса Валентиновна Кириллина — о подступах к изучению старинной музыки; Александр Викторович Власов — о новых возможностях музыковедов в конце 1980-х — начале 1990-х годов. И наконец, о новых направлениях, интересах и достижениях возрожденного в 2014 году СНТО рассказали Роман Александрович Насонов и Владислав Владимирович Тарнопольский.
Второй раздел книги составляют статьи студентов и аспирантов, которые во многом определили направления деятельности СНТО в новейшее время. Авторы статей активно участвовали в жизни Общества в самых разнообразных формах: выступали с докладами и организовывали научные конференции и семинары, проводили фестивали и мастер-классы приглашенных деятелей искусства, освещали события Общества в музыкальных газетах и журналах. Палитра научных интересов нынешних участников СНТО очень широка, что отражают выбранные ими направления исследований: крайние временные «точки» отстоят друг от друга на девять веков — от древнерусских песнопений XII века до сочинений американского постминимализма, написанных в наши дни.
Выражаю искреннюю признательность за живой интерес и участие на разных этапах создания книги тем, без кого ее замысел мог остаться неосуществленным: участникам СНТО Кристине Агаронян, Наталии Рыжковой, Анастасии Хлюпиной, Александре Мороз и Олесе Бурдуковской за помощь в расшифровке архивных документов, подготовке интервью и материалов по истории Общества; Роману Александровичу Насонову и Владиславу Тарнопольскому за поддержку проекта на всем его протяжении и ценные замечания, высказанные в процессе подготовки этого издания.
Отдельная благодарность — сотрудникам Архива Московской консерватории за предоставление документов о деятельности СНТО.
Анна Пастушкова, председатель СНТО
1 См. подробнее воспоминания Григория Фрида и Святослава Рихтера: Фрид Г. С. Дорогой раненой памяти: воспоминания. М.: Просвещение, 1994. С. 131–135; Монсенжон Б. Рихтер: Дневники. Диалоги. М.: Классика-XXI, 2010. С. 46–48.
2 Оперы Штрауса исчезли из репертуарных списков, начиная с Репертуарного указателя Главреперткома 1931 года. Опера Вагнера «Парсифаль» была запрещена к постановке в СССР в 1934 году (Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-XXI, 2010. С. 62).
3 Рувим Островский выступил с докладом «Камерный клуб СНТО» на юбилейной встрече «Студенческому научно-творческому обществу 80 лет: в круге воспоминаний».
4 См. подробнее «Научное студенческое общество в 1950-е — начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова» в данном сборнике.
5 См. подробнее воспоминания Е. Гординой о поездке в Эстонию: Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. Фортунатове. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. С. 295–299.
6 См. подробнее статью А. Власова «СНТО глазами очевидца» в данном сборнике.
7 Тарнопольский В. СНТО вернулось в Московскую консерваторию // Российский музыкант. 2014. № 6 (1317), сентябрь.
8 Встреча состоялась 23 ноября 2018 года в Научно-творческом центре электроакустической музыки Московской консерватории.