Композитор, педагог
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)
Член Союза композиторов СССР и Союза кинематографистов России
Член Берлинской академии изящных искусств и Шведской королевской академии музыки
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (Мюнхен)
Почетный член Гамбургской академии изящных искусств
Лауреат премий И.С. Баха, Японской ассоциации искусств, Государственной премии Австрии, премии «Триумф» (РФ), Большого русского приза и Международного приза «Gloria»
Государственная премия РСФСР (1986)
Государственная премия РФ (1995)
Награжден орденом Большого креста со звездой (ФРГ, 1994)
Родился 24 ноября 1934 года в г. Энгельсе в семье журналистов и переводчиков.
В 1946–1948 годах жил с семьей в Вене, где его отец работал в газете «Österreichische Zeitung». Здесь же получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки игры на фортепиано и сочинять. Австрийская культура и ее давние традиции оставили глубокий след в творчестве Шнитке (квазицитаты в духе В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Брукнера). «У меня… ощущение, что Моцарт и Шуберт – из моего детства», – вспоминал Шнитке (Цит. по: Ивашкин А. С. 37).
С 1948 жил в Подмосковье, затем в Москве.
Окончил дирижерско-хорового отделения Музыкально-педагогического училища им. Октябрьской революции (1953, ныне Музыкальный колледж в системе МГИМ им. А.Г.Шнитке), занимался гармонией и теорией музыки у И.Я. Рыжкина, в 1958 – Московскую консерваторию и аспирантуру при ней (1961). Ученик Е.К. Голубева.
С середины 1970-х гг. выступал как пианист, исполняя собственные сочинения.
Педагогическая деятельность
В 1961–1972 годах преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию. В качестве методической работы на кафедре инструментовки написал ряд статей, посвященных музыкальному языку и оркестровому мышлению композиторов XX в., которые представляют большую ценность. Официальное отношение к Шнитке в этот период было сдержанным из-за его «авангардистской» ориентации. Он имел только одного ученика по композиции (Р. Аллояров), в основном преподавал чтение партитур и инструментовку.
Среди учеников: И. Бобыкина, Л. Горбунова (Бубенникова), И. Кальминова (Роман), Е. Чигарёва. Оказывал большое воздействие на своих учеников. Уроки Шнитке не ограничивались передачей специальных знаний. Обладая разносторонней образованностью, нередко вел с учениками беседы, размышляя вслух. В его классе, как и в классе Э.В. Денисова, постоянно устраивались прослушивания современной зарубежной и отечественной музыки.
В 1989–1990 годы Шнитке – стипендиат Научно-исследовательского института в Западном Берлине. В 1990 году переехал в Германию, преподавал композицию в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге (до 1994).
Умер 3 августа 1998 года в Гамбурге Германия, похоронен в Москве.
В 1999 году имя Шнитке присвоено Московскому государственному институту музыки (МГИМ).
Сочинения
Автор свыше 200 музыкальных произведений различных жанров.
Оперы
- «Жизнь с идиотом» (по рассказу В.В. Ерофеева, 1991)
- «Джезуальдо» (1994)
- «История доктора Иоганна Фауста» (по нар. книге, 1983–94)
Балеты
- «Лабиринты» (1971)
- «Эскизы» (по Н.В. Гоголю, 1971– 1985)
- «Пер Гюнт» (по Г. Ибсену, сценарий Дж. Ноймайера, 1986)
- Сценическая композиция – «Желтый звук» (либр. В.В. Кандинского, 1974)
Для хора
- «Реквием» (1975)
- «Sonnengesang» (сл. Франциска Ассизского, 1976)
- «Миннезанг» (на тексты миннезингеров XII–XIII вв., 1980–1981)
- Три хора (на тексты русской православной службы, 1984)
- Хоровые концерты (на сл. Григора Нарекаци, 1984–1985)
- Стихи покаянные для хора a cappella (1987)
- Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (по нар. книге, 1983) и др.
Симфонии
№ 1 (1972), № 2 (1979), № 3 (1981), № 4 (1984), № 5 (Concerto grosso № 4 / Симфония № 5, 1988), № 6 (1992), № 7 (1993), № 8 (1994), № 9 (1997)
Концерты с оркестром
- Для скрипки № 1 (1957, нов. ред. 1962), № 2 (1966), № 3 (1978), № 4 (1984)
- Для альта (1985)
- Для виолончели № 1 (1985–1986), № 2 (1990)
- Для фортепиано и струнных (1979)
- Для фортепиано в 4 руки и камерного оркестра (1987–1988)
- 6 Concerti grossi и др.
Камерно-инструментальные сочинения
Сонаты для фортепиано, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, фортепианный квинтет, струнные квартеты, трио и др.
Музыка к к/ф и спектаклям
Научные труды. Издания. Публикации
- Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д.Д.Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1967
- Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф. Стравинский. М., 1973;
- Полистилистические тенденции в современной музыке // Музыкальная культура народов. Традиции и современность. М., 1973;
- Круги влияния // Д. Шостакович. М., 1976;
- На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982;
- Новое в методике сочинения – статистический метод // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 2. М., 2001;
- Оркестровая микрополифония Лигети // Там же; Статьи о музыке. М., 2004.
Литература о данном педагоге
- Музыкальная энциклопедия, т. 6
- Российская еврейская энциклопедия, т. 3. М., 1997
- Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. М., 1990
- Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором, М., 1993
- Burde T. Zum Leben und Schaffen des Komponisten Alfred Schnittke. Kludenbach, 1993
- Ivashkin A., Restagno E., Wilson E. Schnittke. Torino, 1993
- Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке, М., 1994, 2-е изд. 2003
- Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag — Eine Festschrift. Hamburg, 1994
- Ivashkin A. Alfred Schnittke. London, 1996
- Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 1–4. М., 1999, 2001, 2003, 2004
- Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М., 2003
- Комарденкова-Шнитке И.Г. По страницам семейного альбома Шнитке. М., 2003
- Тиба Дз. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. М., 2004
Источник: Е. И. Чигарёва. А. Г. Шнитке // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866 – 2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 617-618.
Поёт Камерный хор Московской консерватории. Выпуск 1
Москва, 2014