Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания


  • Рецензент: Л. О. Акопян, доктор искусствоведения; Г. В. Григорьева, доктор искусствоведения, профессор; И. В. Воронцова, кандидат искусствоведения, доцент; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент; И. И. Сниткова, кандидат искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 296
  • ISBN: 978-5-89598-305-8 (в обл.)

Редакторы-составители: Е. А. Николаева, доцент, кандидат искусствоведения; И. В. Вискова, доцент, кандидат искусствоведения; Г. Ю. Аверина, кандидат геолого-минералогических наук


Николай Сергеевич Корндорф (1947–2001) — одна из ключевых фигур в отечественной музыке последней трети ХХ века, талантливый дирижер и педагог, музыкально-общественный деятель. Возросший интерес к его творчеству был инспирирован крупными акциями, прошедшими в Москве в мае 2011 года (Международный фестиваль «Неделя памяти Николая Сергеевича Корндорфа») и в феврале 2013 года (Фестиваль современной музыки «Magister ludi»).

1 июня 2011 года в день закрытия «Недели памяти Николая Сергеевича Корндорфа» в Московской консерватории имени П. И.Чайковского состоялась научная конференция и круглый стол. Основу настоящего сборника составляют материалы участников форума — это статьи о Корндорфе и его музыке, воспоминания друзей, коллег, учеников. Особую ценность представляют впервые публикуемые в сборнике тексты самого Николая Сергеевича. Избранные эссе, интервью, письма из архива композитора, а также наиболее полный на сегодняшний день список его произведений, каталог публикаций, дискография, включая многочисленные документы, иллюстрации и фотографии, любезно предоставлены вдовой Н. С. Корндорфа Галиной Юрьевной Авериной и используются с ее позволения.

Издание адресовано профессионалам, а также всем интересующимся проблемами современной музыкальной культуры.

Е. А. Николаева Н. С. Корндорф: человек-оркестр 5

От первого лица

Н. С. Корндорф. О роли дирижера 11

Н. С. Корндорф. Музыка андерграунда 16

Н. С. Корндорф. Как именно проходили похороны Прокофьева, и кто его хоронил? 27

Н. С. Корндорф. Учитель музыки (о Лео Гинзбурге) 34 Н. С. Корндорф. Анализ современной оркестровой партитуры (постановка вопроса, проблемы, методика) 38

«Очень интересно жить…» Отрывки из писем Н. С. Корндорфа к матери (1996) 47

Открытый взгляд на авангард XX века. Из писем Николая Корндорфа к Виктору Екимовскому (публикация В. А. Екимовского) 77

Воспоминания

В. Г. Тарнопольский (Москва). Мои встречи с Николаем Корндорфом 89

Ф. К. Караев (Москва). Мой друг — НиКо 106

А. К. Вустин (Москва). Мемориальное 113

А. А. Левин (Москва). О моем друге 114

И. В. Вискова (Москва). Уроки оркестровки 121

С. Вилюман (Дмитриев) (Швеция). Больше, чем просто педагог 133

Д. Михалек (Израиль). Штрихи к биографии друга. Корндорф и его музыка в Югославии, Израиле, Канаде 136

М. И. Катунян (Москва). Первый фестиваль Николая Корндорфа 144

Г. В. Григорьева (Москва). Слово о Коле 148

Статьи

И. А. Барсова (Москва). Николай Корндорф — аналитик и практик оркестра 151

А. К. Демидова (Москва). Дирижерская деятельность Николая Сергеевича Корндорфа 161

Ю. Н. Пантелеева (Москва). Opus citatum в музыке Николая Корндорфа 182

Т. Уилсон (Великобритания). Пассакалия Николая Корндорфа (1997): к вопросу о дихотомии «поэтического» и «эстесического» 196

П. В. Скороходов (Москва). Полистилистический опус Николая Корндорфа: «Underground music» 212

Г. Ю. Аверина (США). История «…si muove!» 229

Е. И. Чигарёва (Москва). Моцарт Николая Корндорфа 239

А. К. Демидова (Москва). Гармонические принципы в «Mozart-Variationen» Николая Корндорфа 251

Приложения (составитель Г. Ю. Аверина)

Список сочинений Николая Корндорфа 265

Литература о Н. С. Корндорфе 286

Интервью с Н. С. Корндорфом 289

Статьи и методические работы Н. С. Корндорфа 290

Дискография Н. С. Корндорфа 291

Памятные акции, посвященные Н. С. Корндорфу 292

Сведения об авторах 294

Николай Сергеевич Корндорф (1947–2001) — одна из ключевых фигур в поколении российских композиторов, начавших свою деятельность в 1970-е годы. Формирование его как художника проходило в сложное «время перемен», однако в творческих поисках он всегда шел собственным путем, доверяя только своей интуиции, следуя логике развития своего дарования. В полной мере масштаб личности Корндорфа и его творческого наследия еще только предстоит оценить — ведь его музыка начала завоевывать внимание широкой аудитории в России лишь в последние годы, спустя десятилетие после смерти композитора. Подобная реинкарнация стала возможной благодаря проведению двух крупных акций, посвященных его памяти, — в мае 2011 года (Международный фестиваль «Неделя памяти Николая Сергеевича Корндорфа») и в феврале 2013 года (концерт в рамках фестиваля современной музыки «Magister ludi»)1.

Яркий талант Корндорфа нашел свое проявление во многих сферах: будучи автором более 50 опусов2 в разных жанрах (от инструментальных сольных пьес до симфонии, оперы и киномузыки), композитор также вел активную дирижерскую деятельность. Признанный мастер, практик и теоретик оркестра, он щедро делился своим опытом с молодыми музыкантами: только в Московской консерватории, преподаванию в которой он отдал 20 лет (с 1972 по 1991 год), в его индивидуальном классе чтения партитур и инструментовки занималось около 80 композиторов и музыковедов.

Николай Корндорф родился 23 января 1947 года в семье мос­ковской интеллигенции3. Первые музыкальные навыки Коля получил дома — от бабушки, затем в ДМШ Краснопресненского района у М. А. Вайсборда (ученика А. Б. Гольденвейзера) и в музыкальной школе Училища при Московской консерватории в классе Г. С. Фрида. В 1961–1965 годах он обучался в Мерзляковском училище (среди педагогов — Д. А. Блюм, Ю. Н. Холопов, В. П. Фраёнов, Е. М. Царёва).

В 1965 году Корндорф поступил в Московскую консерваторию в класс композиции С. А. Баласаняна (инструментовкой занимался у Ю. А. Фортунатова, дирижированием — у Л. М. Гинзбурга). В 1975–1979 годах дипломированный композитор получает дополнительную специализацию на отделении оперно-симфонического дирижирования под руководством Гинзбурга, оказавшего огромное воздействие на формирование музыкального мировоззрения Корндорфа. По свидетельству Николая Сергеевича, ситуация в Московской консерватории в этот период была непростой: попытки Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке, Ю. А. Фортунатова, Ю. Н. Холопова внести в преподавание свежую струю вызывали резкое неприятие руководства. Знакомство с современной западноевропейской музыкой было сильно затруднено. В результате развитие Корндорфа как композитора, по его мнению, сильно замедлилось, а стилистика большинства его ранних сочинений не отличалась оригинальностью. Последующие годы прошли под знаком освоения современной манеры письма.

В 1975 году была завершена Первая симфония, с которой сам Корндорф ведет отсчет своих сочинений. В 1979-м появилось и его первое «репертуарное» произведение — «Confessiones», где композитор вводит ряд новаций (магнитофонную запись и элементы инструментального театра). Сочинение написано по заказу созданного как раз в то время Ансамбля солистов оркестра Большого театра (Корндорф также выступал с ним в качестве дирижера). Вторая симфония (1980) стала, по словам самого композитора, его «последним атональным, экспрессионистическим сочинением». С 1981 года он начинает писать тональную, диатоническую музыку, используя некоторые черты минимализма («Ярило», «Движения» для Ансамбля ударных инструментов Большого театра, «Примитивная музыка»). Партитура «Да!» (1982) в жанре инструментального театра — своего рода манифест «нового стиля». В 1980-е годы Корндорф продолжает эксперименты с крупными симфоническими составами: это Гимн I (1987), Гимн II (1987), Гимн III «В честь Густава Малера» (1990). В 1988-м появилось самое значительное, по мнению самого композитора, сочинение, его opus magnum — Третья симфония для большого оркестра, мужского хора, хора мальчиков, солирующего рояля и чтеца. Исполнение симфонии оркестром Большого театра под управлением А. Н. Лазарева стало заметным событием Франкфуртского фестиваля 1992 года. В 1988 году вместе с группой композиторов (С. А. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедриным) Николай Сергеевич совершил поездку в Бостон на фестиваль «Making Music Together».

С именем Корндорфа как общественного деятеля связано возрождение в 1990 году Ассоциации современной музыки: он был одним из трех заместителей главы АСМ-2 Э. В. Денисова и активно работал для продвижения новых сочинений современных композиторов (ранее, в 1978–1983 годах, Николай Сергеевич уже был «вожаком» Творческого объединения молодых композиторов Москвы).

Рубежным для композитора стал май 1991 года, когда Николай Сергеевич переезжает с семьей из СССР в Канаду. Там композитор провел последнее десятилетие своей жизни, оборвавшейся 30 мая 2001 года.

Последний период (1991–2001) оказался наиболее плодотворным с точки зрения творчества. Его можно рассматривать как собирательный, «синтетический»: Корндорф работал с различными типами современных композиторских техник, соединял различные стили и направления, иногда противоположные друг другу: «Наше время — это время синтеза, и все сокровища, накопленные за века музыкальной культуры, должны быть использованы, — признавался Корндорф. — Вот почему моя музыка вбирает средневековый хорал, элементы современной рок-музыки, фольклор и музыку андерграунда, а также содержит элементы романтического стиля, европейского авангарда и американского минимализма. Однако я стремлюсь к тому, чтобы использовать и перерабатывать все эти элементы моим собственным способом»4.

В «синтетическом» стиле написаны камерные опусы для разных составов: «Continuum» (1990–1991), Квартет (1992), «Welcome!» (1995), «Triptych» для виолончели и фортепиано, Трио «Are you ready, brother?» для рояля альта и виолончели (1996), «Passacaglia» для виолончели соло (1997), «Canzona triste» для арфы, «Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» для фортепиано (1999); «Merry music for very nice people» (2000); симфонические — «In D» и «Улыбка Мод Льюис» (1998). Сам композитор выделяет наиболее значительные оркестровые сочинения 1990-х годов — «Victor» (1995) и Четвертую симфонию «Underground music» (1996).

Живя в Ванкувере, Корндорф дважды посетил Россию: в 1997 году он приезжал в Санкт-Петербург на исполнение Четвертой симфонии АСО Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича (дирижер А. Н. Лазарев); в 1999-м принимал участие в фестивале «Музыка русского зарубежья» в Москве, где были исполнены Квартет и «Continuum».

Новая волна интереса к музыке Корндорфа возникла спустя десятилетие и была инспирирована уникальной масштабной акцией, целиком посвященной композитору. С 25 мая по 1 июня 2011 года в Москве прошел Первый международный фестиваль «Неделя памяти Николая Сергеевича Корндорфа», приуроченный к десятилетней годовщине со дня смерти композитора.

Несомненно, для многих настоящее открытие композитора случилось именно на «Неделе». Прозвучали сочинения Корндорфа разных периодов: от раннего Концертино для альта и струнного оркестра до написанных в 1990-е «Mozart-Variationen», «Triptych» и «Passacaglia». Все шесть концертов монофестиваля, проходившие на лучших концертных площадках столицы, вызвали неподдельный интерес у самой широкой публики5.

Фестиваль, в котором приняли участие исполнители и музыковеды из Великобритании, Израиля, США, Швеции, был организован по инициативе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В рамках фестиваля, в день его закрытия 1 июня 2011 года, состоялась научная конференция и круглый стол. На форуме были представлены новейшие материалы, касающиеся изучения наследия Корндорфа — не только его музыкального творчества, но также его деятельности как педагога, теоретика современного оркестра, эссеиста и философа. Неизменно удивляло качество и тональность памятных высказываний о Корндорфе, та теплота, восхищение и уважение, которые до сих пор испытывают к нему музыканты разных поколений и эстетических пристрастий. Успех этого события высветил особый магнетизм музыки Корндорфа, показал истинный масштаб и значение фигуры композитора для современной музыкальной культуры.

Основу настоящего сборника составляют материалы выступлений участников конференции и круглого стола: это статьи о Корндорфе и его музыке, воспоминания друзей, коллег, учеников. В центре внимания музыковедов оказываются сущностные вопросы музыкально-композиционного процесса Корндорфа. Так, проблема цитации и музыкальной эмблематики освещается Ю. Н. Пантелеевой («Opus citatum в музыке Николая Корндорфа»). Особенности применения Корндорфом полистилистического метода исследуются П. В. Скороходовым на примере симфонии «Underground music». Разные грани моцартианства Корндорфа представлены в статьях Е. И. Чигарёвой и А. К. Демидовой, посвященных одному и тому же опусу — «Mozart-Variationen». Очерк Т. Уилсон (Великобритания) является попыткой объяснить многоуровневую тексто-семантическую структуру «Пассакалии» Корндорфа с применением методов музыкально-семиотического анализа. Истории создания уникального сочинения в жанре инструментального театра «…si muove!» посвящена публикация Г. Ю. Авериной (США).

В нескольких материалах сборника раскрывается еще одна область творчества, в которой Корндорф проявляет себя как профессионал высочайшего класса: это собственно оркестровая стихия. Так, И. А. Барсова, коллега Николая Сергеевича по кафедре инструментовки, подробно характеризует его как серьезнейшего ученого-аналитика и практика оркестра, а А. К. Демидова на основе дневниковых записей композитора делает развернутый обзор его интенсивной дирижерской деятельности.

Интереснейшими свидетельствами о Корндорфе — художнике и человеке — изобилуют многочисленные воспоминания тех, кто в разные годы общался с ним — В. Г. Тарнопольского, Г. В. Григорьевой, Ф. К. Караева, А. А. Левина, Д. Михалека (Израиль) и С. Вилюмана (Дмитриева) (Швеция)… Со многими из них в «канадский» период велась интенсивная переписка. Эпистолярное наследие Корндорфа представляет особый интерес, так как его письма часто превращались в многостраничные «трактаты», в которых затрагивалась широчайшая проблематика. Об этом свидетельствуют, в частности, «избранные места из переписки» с В. А. Екимовским — ближайшим другом и соратником Корндорфа по АСМу (см. «Открытый взгляд на авангард ХХ века»).

О том, насколько глубоко и разносторонне осмысливал Корндорф процессы исторического и современного развития музыки, гуманитарного пространства в целом, можно судить по впервые публикуемым в сборнике текстам самого Николая Сергеевича: это статьи, эссе, интервью, письма к матери И. И. Корндорф. Данные материалы из архива композитора, а также наиболее полный на сегодняшний день список его произведений, каталог публикаций, дискография, включая многочисленные документы и иллюстрации, любезно предоставлены вдовой Н. С. Корндорфа Галиной Юрьевной Авериной и используются с ее позволения.

Е. А. Николаева


1 Организатором в обоих случаях был выпускник Московской консерватории музыковед Павел Скороходов.

2 Без учета ранних — доконсерваторских — сочинений, а также музыки для кино и театра.

3 Родители Николая Сергеевича ушли из жизни совсем недавно: мать Ирина Иосифовна (библиограф, долго работавшая в библиотеке МГУ) — в 2010 году, а отец Сергей Фердинандович — известный ученый, доктор технических наук — в начале 2011 года (ему было 93 года, и он трудился до последних дней).

4 Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / автор предисл. и послесл. Е. Дубинец  // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 53.

5 См. подробнее: Катунян М. Мир мужественный и гармоничный // Российский музыкант. 2011. № 6 (август).

Автор(ы)


Галина Григорьева

Заслуженный деятель искусств РФ

Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

Фарадж Караев

Заслуженный деятель искусств Азербайджана, Народный артист Азербайджана

Маргарита Катунян

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Анатолий Левин

Заслуженный артист России

Ссылки