Большой зал консерватории, 2000-е годы.
Большой зал Московской консерватории известен во всем мире. Славу лучшего зала в Москве и России ему обеспечило сочетание ярких достоинств: прекрасное оформление и удобное расположение в городе. Но самое главное для музыкантов и слушателей — его великолепная акустика: зал даже называют за это «огромной скрипкой Страдивари».
Большой зал консерватории открылся 7 (20) апреля 1901 года. Торжественный концерт начался с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому» на стихи Николая Александровича Маныкина-Невструева (1869 – ?). Автор музыки — выпускник Московской консерватории Федор Федорович Кенеман (1873–1937).
Директор Московской консерватории, по инициативе которого был построен ее новый архитектурный ансамбль, — В.И. Сафонов (1852–1918), дирижировавший концертом, сказал на торжественном открытии: «Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства, пожелаем, чтобы великие люди, изображения которых украшают этот зал, служили примером многим поколениям, вдохновляя молодые силы на служение человечеству».
Многое в Большом зале было сделано на деньги московских меценатов — от меблировки и ковров до установки превосходного органа французской фирмы «А. Кавайе-Колль в Париже» (1899). Признанный одним из лучших органов мира ещё в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, этот инструмент и ныне звучит в Большом зале. На его передней панели золотыми буквами выгравировано имя дарителя — крупного железнодорожного предпринимателя Сергея Павловича фон Дервиза (1863–1943).
От старого здания, построенного знаменитым зодчим В.И. Баженовым (1737–1799), автор нового проекта архитектор Василий Петрович Загорский (1846–1912) сохранил только фасад с центральной полуротондой, ставшей символом-эмблемой Большого зала консерватории. Небольшой портик с треугольным фронтоном и навесом, окруженный колоннадой, предназначался для подъезда экипажей, на что указывают ведущие к нему пандусы.
Первый вестибюль напоминает круглый сводчатый тамбур, второй — прямоугольный, с кассами и афишами — проложен по оси здания и ведет от центрального входа, расположенного во дворе на Большой Никитской улице, к запасному подъезду, выходящему в Средний Кисловский переулок.
Повернув направо и поднявшись по небольшой лестнице, слушатели попадают в основной вестибюль. У входа в него располагаются две статуи, изображающие амазонок — мифических воительниц. Это копии древнегреческих статуй работы Кресилая (слева) и Фидия (справа), некогда украшавших храм Артемиды в Эфесе. Творения великих мастеров, живших в V веке до нашей эры, не сохранились. Слепки для Большого зала консерватории сделаны с римских копий древнегреческих статуй.
В противоположной части вестибюля установлен скульптурный портрет П.И. Чайковского (1840–1893).
В целом вестибюль построен в духе античного храма и двумя рядами колонн разделяется на три нефа. Такая архитектоника имеет не только эстетическое, но и практическое значение, ибо вдоль стен помещения располагаются гардеробные отсеки, окаймленные пилястрами.
В фойе партера посетители поднимаются по двум симметричным широким лестницам. Они приводят к огромному световому окну (5х4,3 м), украшенному прекрасным витражом с изображением Святой Цецилии (Кикилии Римской).
Восстановленный витраж с изображением Святой Цецилии. Фото - Денис Рылов
В «Отчете по постройке и торжественному открытию здания Московской консерватории» (Москва, 1905 г.) напечатана информация о том, что изготовление витража для фойе Большого зала было поручено мастерским семьи Франков, входившим в Северное стекольно-промышленное общество.
Судьба этого выдающегося произведения искусства сложилась трагически. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года на дом, расположенный по соседству, упала немецкая фугасная бомба. Поднятая ею взрывная волна разбила замечательный витраж вдребезги. Проем в стене быстро замуровали. А после окончания войны здесь разместили картину Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Славянские композиторы», написанную им в 1871–72 годах для гостиницы и ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, дом 17.
К счастью, уцелели барельефы с изображением Святой Цецилии, которые венчают арочные конструкции и над лестницами, и над ложами. Они всегда напоминали о прекрасной покровительнице прославленного зала.
Лишь через 70 лет по инициативе ректора Московской консерватории, профессора Александра Сергеевича Соколова в процессе реставрации Большого зала в 2010–2011 годах было решено воссоздать утраченный витраж.
На двух заседаниях Ученого Совета Московской консерватории детально рассматривался проект восстановления шедевра. Благодаря объединенным усилиям витраж «Святая Цецилия» воссоздан в его подлинном виде и украшает собой прославленный храм музыки.
Прямоугольник партера с трех сторон окружен прогулочными холлами. В них экспонируются живописные полотна. В фойе слева от зала – портрет Ференца Листа (1811–1886); художник — И.Е. Репин, 1844–1930; год создания — 1886).
Ф. Лист. Художник И.Е. Репин. 1886 г.
В фойе справа от зала – портрет Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881); автор — Василий Николаевич Яковлев, 1893–1953; год создания — 1946).
Н.Г. Рубинштейн. Художник В.Н. Яковлев. 1946 г.
Напротив ложи ректората (№ 5) размещается портрет Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998); скульптор — Михаил Константинович Аникушин, 1917–1997; год создания — 1977). А вход в директорскую ложу (№ 6) украшает бюст Евгения Федоровича Светланова (1928–2002); автор — Николай Александрович Кузнецов; год создания — 2005).
Бюст Г. Свиридова | Бюст Е. Светланова |
Центральная площадка фойе партера украшена колоннами и красивым фигурным фонарем-люстрой. В гостиных, примыкающих к прогулочным холлам, слева располагаются бюсты композиторов Белы Бартока (Венгрия, 1881–1945), Джордже Энеску (Румыния, 1981–1955) и Яна Сибелиуса (Финляндия, 1865–1957), а также шпалера с портретом Джузеппе Верди (Италия, 1813–1957).
Бюст Б. Бартока | Бюст Д. Энеску |
Бюст Я. Сибелиуса | Портрет Дж. Верди |
Справа экспонируется монументальная картина И.Е. Репина «Славянские композиторы», нашедшая здесь новое место после реставрации здания в 2011 году.
И. Е. Репин (1844–1930). «Славянские композиторы»
На переднем плане И.Е. Репин изобразил М.И. Глинку (1804–1857), М.А. Балакирева (1836/1837–1910), князя В.Ф. Одоевского (1804–1869) и Н.А. Римского-Корсакова (1844–1908) в военной форме. На втором плане на стуле сидит А.С. Даргомыжский (1813–1869), за его спиной — И.Ф. Ласковский (1799–1855), справа — А.Ф. Львов (1798–1870) в придворном мундире, слушающий что-то говорящего ему А.Н. Верстовского (1799–1862).
У рояля — братья А.Г. Рубинштейн (1829–1894) и Н.Г. Рубинштейн (1835–1881). Между А.Г. Рубинштейном и А.Ф. Львовым стоит А.Н. Серов (1820–1871). Позади этой группы располагаются А.Л. Гурилев (1803–1858), Д.С. Бортнянский (1751–1825), П.И. Турчанинов (1779–1856).
В правой верхней части картины И.Е. Репин изобразил группу польских композиторов: С. Монюшко (1819–1872) — крайний справа, Ф. Шопена (1810–1849), М. Огиньского (1765–1833), К. Липиньского (1790–1861) — на фоне двери.
В левом нижнем углу живописного полотна — портреты чешских музыкантов: Э.Ф. Направника (1839–1916) (1839–1916) — крайний слева, Б. Сметаны (1824–1884), К. Бендля (1838–1897), В. Горака (1800–1871).
Художник изобразил встречу музыкантов, многие из которых никогда не видели и не могли видеть друг друга, ибо жили в разное время. Это аллегория, символизирующая союз славянских композиторов.
Тысячи слушателей Большого зала консерватории видели этот интереснейший групповой портрет русских, польских и чешских музыкантов. Но мало кто знает историю его создания, описанную в книге И.Е. Репина «Далекое близкое».
Окрашенный в светлые тона, Большой зал покоряет строгой простотой своих классических линий и пропорций. Первоначально он насчитывал 1853 места (ныне — 1852). Арку эстрады украшает медальон-барельеф с портретом основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881),
а фриз первого амфитеатра — лепной декор с изображением музыкальных инструментов.
Люстра и бра (как и металлические решетки на лестницах) также украшены эмблемами музыки — лирой и трубами.
Важным элементом пластического убранства зала является растительный орнамент, характерный для архитектурных сооружений, возникших на рубеже XIX и XX веков — в эпоху модерна.
Под громадными полуциркульными окнами с обеих сторон зала располагаются портреты-медальоны великих композиторов, которые по повелению Василия Ильича Сафонова (1852–1918) написал художник Николай Корнильевич Бодаревский (1850–1921). Последовательность портретов изначально была такова: слева, начиная от эстрады, — П.И. Чайковский (1840–1893), Л. ван Бетховен (1770–1827), Г.Ф. Гендель (1685–1759), Ф. Шуберт (1797–1828), Р. Шуман (1810–1856), К.В. Глюк (1714–1787), А.Г. Рубинштейн (1829–1894); справа — М.И. Глинка (1804–1857), И.С. Бах (1685–1750), В.А. Моцарт (1756–1791), Й. Гайдн (1732–1809), Ф. Мендельсон (1809–1847), Р. Вагнер (1813–1883), А.П. Бородин (1833–1887).
В 1953 году по решению правительства СССР изображения Кристофа Виллибальда Глюка и Феликса Мендельсона заменили портретами Фредерика Шопена (1771–1810) и Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908) кисти Михаила Аркадьевича Суздальцева (1917–1998), а изображения Георга Фридриха Генделя и Йозефа Гайдна — портретами Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) и Александра Сергеевича Даргомыжского (1813–1869) кисти Николая Петровича Мещанинова (1913–1967).
К 100-летию Большого зала консерватории в 2001 году портреты Гайдна и Мендельсона, случайно обнаруженные на складе, отреставрировали и разместили в фойе партера. После завершения капитального ремонта Большого зала в 2011 году рядом с ними расположили макет зала, который был изготовлен в 2010 году для контроля за сохранением его великолепной акустики.
В истории нашей страны бывали периоды, когда Большой зал использовали не по его главному назначению. Так, во время Первой мировой войны здесь организовали военный госпиталь, а с 1924 по 1933 год в дневные часы в зале работал популярный кинотеатр «Колосс».
На протяжении более 100 лет музыканты всех стран, выступающие в Москве, отдают предпочтение этому великолепному залу, ставшему центром музыкальной жизни столицы. Международный конкурс имени П.И. Чайковского, который с 1958 года является крупнейшим событием в мировой музыкальной жизни, неразрывно связан с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского — традиционным местом его проведения. Здесь в разные годы проходили торжественные церемонии открытия и закрытия конкурса, прослушивания пианистов, скрипачей и виолончелистов, а также заключительный концерт лауреатов.
Решением Ученого Совета консерватории от 28 ноября 2006 года корпусу Большого зала присвоено имя основателя Московской консерватории Н.Г. Рубинштейна.