Н.Г. Рубинштейн. Художник В.Н. Яковлев. 1946 г.
Русский пианист, дирижер, общественный деятель. Один из крупнейших пианистов второй половины XIX столетия, Младший брат композитора Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894). Уроки музыки брал только в детстве (в Берлине у Т. Куллака и З. Дена и в Москве у пианиста А.И. Виллуана) до 13-летнего возраста. Дальнейшими успехами обязан самому себе. В 14 лет сам начал давать частные уроки игры на фортепиано. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета.
Н.Г. Рубинштейн концертировал преимущественно в Москве. Исключение – триумфальные выступления в качестве пианиста и дирижера на концертах Всемирной выставки в Париже в 1878 г. В 24-летнем возрасте стал общепризнанным музыкальным лидером Москвы. Он был первым исполнителем в России ряда произведений Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа (Лист считал его лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему Фантазию на темы «Афинских развалин» Бетховена). Пропагандист русской музыки — произведений М.А. Балакирева (который посвятил ему свою фортепианную фантазию «Исламей») и особенно П.И. Чайковского (композитор посвятил ему две пьесы для фортепиано 1, романс «Так что же?», Второй концерт для фортепиано с оркестром, Первую симфонию (Зимние грёзы), а после кончины Н.Г. Рубинштейна — фортепианное трио «Памяти великого художника»).
С 1860 г. и до конца жизни Н.Г. Рубинштейн был художественным руководителем и дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО) в Москве.
Совместно с драматургом А.Н. Островским, актером Малого театра П.М. Садовским и др., при участии князя В.Ф. Одоевского в 1865 г. основал в Москве Артистический кружок, объединивший художественную элиту города.
В 1859 г. стал инициатором открытия Русского музыкального общества в Москве (позднее Московское отделение РМО, с 1873 г. — Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), возглавил его и открыл Музыкальные классы при нем, впоследствии преобразованные в Московскую консерваторию. Став первым директором консерватории (руководил ею до самой своей кончины в 1881 г.), он собрал уникальный профессорский состав, пригласив крупнейших музыкантов-исполнителей, композиторов и музыкальных ученых, в числе которых Н.А. Губерт, К. Клиндворт, Ф. Лауб, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, князь В.Ф. Одоевский, К.К. Альбрехт, Н.Д. Кашкин и мн. др. Реализовал инициативу Одоевского, открыв в консерватории единственную в России кафедру истории древнерусского церковного пения во главе с протоиереем Димитрием (Д.В.) Разумовским. Создал в консерватории библиотеку и музей (собрание музыкальных инструментов и акустических приборов). Сам был талантливым педагогом, профессором по классу фортепиано, среди его учеников — С.И. Танеев (посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин»), А.И. Зилоти, Э. Зауэр. В 1912 г. на средства друзей и почитателей был открыт Музей Николая Рубинштейна (в 1992 г. восстановлен в Московской консерватории как Музей имени Н.Г. Рубинштейна).