Князь Владимир
Федорович Одоевский

(1804–1869)

В. Ф. Одоевский. Литография П. Бореля с фотографии С. Левицкого. 1860-е гг.

Выдающийся русский мыслитель, энциклопедист, писатель, философ, ученый, этнограф — внес огромный вклад в основание Русского музыкального общества (РМО, с 1873 г. – Императорского Русского музыкального общества, ИРМО) в Москве и в создание Московской консерватории.

В 1822 г. он окончил Благородный пансион при Московском университете. Музыкой занимался с детства, в том числе у Дж. Фильда (фортепиано), в 1826–27 гг. изучал теорию музыки и композициею у И.Г. Миллера, написал ряд произведений (в том числе для органа). С начала 1820-х гг. выступал как литератор, сотрудничал с крупнейшими русскими журналами. Был одним из организаторов и председателем первого в России философского кружка «Общество любомудрия» (1823–25).

В 1826–62 гг. жил в Петербурге, занимая высокие должности в министерствах и в Сенате. Служил в Цензурном комитете, был директором Румянцевского музея. Одно время был гофмейстером двора великой княгини Елены Павловны. В круг его общения входили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Д.В. Веневитинов, позднее — М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и мн. др. Одним из первых в своих литературных сочинениях он обратился к образам и теме творчества музыкантов (новеллы: «Последний квартет Бетховена», 1831; «Себастьян Бах», 1835). Его ближайшим другом был композитор М.И. Глинка.

В 1862 г. Одоевский переехал в Москву в связи с переводом туда Румянцевского музея. Активно боролся за создание постоянного русского оперного театра. Совместно с драматургом А.Н. Островским, Н.Г. Рубинштейном, актером Малого театра П.М. Садовским был организатором «Артистического кружка» (1865) — клуба интеллектуальной и творческой элиты города.

Человек энциклопедических знаний, Одоевский в «московский» период жизни сосредоточил основные интересы на музыкальном искусстве. Он является одним из основоположников русского музыкознания, он внес значительный вклад в разработку вопросов русской музыкально-теоретической терминологии, музыкальной акустики, фольклористики, в изучение древнерусского церковного пения; пытался построить «систему философии музыки», был изобретателем и строителем музыкальных инструментов («энгармонический» орган «Себастьянон» и др.).

Он участвовал в организации Русского музыкального общества (РМО, с 1873 — Императорское РМО) в Петербурге (1859), затем, через месяц — РМО в Москве (был почетным членом, членом Совещательной комиссии этого общества). Оказал определяющее влияние на Н.Г. Рубинштейна, на его понимание задач и самой структуры Московской консерватории. По его инициативе в консерватории была открыта единственная в России кафедра истории древнерусского церковного пения и для руководства ею был приглашен доктор богословия, протоиерей Димитрий Разумовский; введен класс бесплатного хорового пения по системе Шеве (организован в 1864 г. в рамках Музыкальных классов РМО в Москве), который возглавлял К.К. Альбрехт.

После смерти князя, следуя его завещанию, его супруга, Ольга Степановна, передала в дар Московской консерватории книги и ноты из его библиотеки и принадлежавшие ему музыкальные инструменты и акустические приборы.