М.И. Глинка. Художник А.Г. Горавский. 1869 г.
Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, национальной оперной классики, первый русский музыкальный гений. Будучи дворянином, воспитывался в имении отца, где приобщился к народной песне и инструментальной музыке западноевропейских композиторов-классиков (слушал концерты крепостного оркестра и сам участвовал в них). В 1818–22 гг. в Петербурге учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (воспитателем был поэт В.К. Кюхельбекер, впоследствии декабрист), брал частные уроки игры на фортепиано у Дж. Фильда и Ш. Майера. Среди сочинений 1820-х гг. выделяются романсы («Не искушай», «Бедный певец» и др.). В 1830–34 Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался композицией у З. Дена), в 1837–39 гг. служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы, в 1844–47 снова путешествовал, но теперь во Франции и Испании. Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) на популярный в то время драматический сюжет о подвиге костромского крестьянина в Смутное время. Около 6 лет Глинка работал над второй, сказочно-эпической оперой – «Руслан и Людмила» (1842) по поэме А.С. Пушкина, с которым композитор был близко знаком. Мастер русского романса («Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», всего около 80), Глинка создал также «Вальс-фантазию» (написан для фортепиано в 1839 г. , оркестрован автором в 1856 г.), музыку к трагедии «Князь Холмский» Н.В. Кукольника (1840), ряд других симфонических сочинений, в т.ч. две «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1848, 2-я редакция 1851), фантазию («русское скерцо») «Камаринская» (1848). В 1850-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А.Н. Серов, В.В. Стасов, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев. Большим другом Глинки был князь В.Ф. Одоевский. Живя в 1856 г. в Берлине, Глинка углублённо изучал творения старых мастеров контрапункта и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу будущей русской полифонии (родственные идеи впоследствии воплотили П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов). Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода; его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой первого Государственного Гимна Российской Федерации (1993–2000).