Феликс Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy)

(1809–1847)

Немецкий композитор, пианист, органист, дирижер, музыкально-общественный деятель. На формирование его эстетических взглядов значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман, К.М. Вебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетние контакты с И.В. Гете, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете.

Создание композитором в 17 лет увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» — свидетельство его ранней творческой зрелости. Значительным событием того времени стало исполнение под управлением Мендельсона «Страстей по Матфею» И.С. Баха после многолетнего забвения этого произведения. Одновременно музыкант приобретал славу композитора, пианиста, скрипача.

В 1829–1832 гг. Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и др. сочинениях. В 1833 г. он руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833–1835 гг. являлся музыкальным директором оркестра в Дюссельдорфе, с 1835 г. возглавил оркестр Гевандхауза в Лейпциге, снискавший благодаря ему мировую известность. В 1843 г. по инициативе композитора открылась Лейпцигская консерватория.

Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями, но искавший новые типы и средства музыкальной выразительности. Его музыка отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни. Специфичная для автора образная сфера — изящная фантастическая скерцозность.

Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку. Один из создателей романтического симфонизма, композитор обогатил его жанром программной концертной увертюры.

Сочинения: оперы; оратории, в том числе — «Павел», «Илия», «Христос»; церковная хоровая музыка, кантаты; для оркестра — 5 симфоний, 7 концертных увертюр, в том числе — «Гебриды, или Фингалова пещера», 13 симфоний для струнного оркестра; концерты для солирующих инструментов с оркестром, в том числе — для фортепиано, скрипки; камерные ансамбли; сочинения для фортепиано, в том числе — «Песни без слов»; для органа; хоры; песни; музыка к спектаклям, в том числе — «Сон в летнюю ночь».