Авторский курс А. В. Наумова «Вокально-исполнительская стилистика в сольной и ансамблевой музыке XVII-XVIII»
13 марта 2017 г. - 25 марта 2017 г.

13.03.2017- 25.03.2017

Проблема стиля как категории самого высокого эстетического уровня стоит в современном мире чрезвычайно остро. Особое значение вопросы стиля приобретают в связи со старинной музыкой. Человеческий голос эволюционировал за прошедшие 4 столетия не так сильно, как скрипка или клавесин. Поющий человек XXI века — почти тот же, что занимался этим делом в XVII-XVIII веках. «Школьные» требования, общие для солистов и хористов (ансамблистов), коренились в особенностях национального языка и менталитета, входили во взаимодействие с творчеством композиторов, питали его и подстраивались под его изменяющиеся запросы. Изучая соответствующие источники (нотные тексты, трактаты, историческую и художественную литературу), опираясь на сведения о фонетике и синтаксисе языка, можно выстроить то, что ныне именуется «исторически-информированной интерпретацией».

В соответствии со сказанным выше, планировка курса включает 4 лекции:

  • 1-ая лекция вводного характера, освещает общие эстетические вопросы стиля с акцентом на триаде «высокое-среднее-низкое» и иерархии «стиля-манера-традиции» с иллюстрациями на разных примерах. Здесь же ставится проблема bel canto как единственной «настоящей» стилевой категории, актуальной для искусства пения, но имеющей чрезвычайно широкие очертания.
  • 2-ая лекция, посвящена вокальной традиции Италии эпохи барокко (от поздних явлений в жанре ренессансного мадригала до финальной трансформации «старого bel canto» в связи с появлением opera-buffa) с опорой на сольные и ансамблево-хоровые сочинения Дж. Каччини, К. Монтеверди, А. Скарлатти, А. Вивальди, оперы Г. Ф. Генделя и Дж. Б. Перголези.
  • 3-ая лекция о вокальных традициях Великобритании (1 часть, сочинения Дж. Доуленда, У. Бёрда, Г. Перселла, оратории Г. Ф. Генделя) и Франции (2 часть — Ж. Б. Люлли, А. Кампра, М.-А. Шарпантье, Ж.-Ф. Рамо).
  • 4-ая лекция о вокальных традициях Германии (1 часть, сочинения Х. Шютца, Д. Букстехуде, И. С. Баха) и России (2 часть, М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Дегтярев) и краткое заключение о стилистике предклассической эпохи (Дж. Б. Перголези, Ж.-Ж. Руссо, К. В. Глюк, К. Ф. Э. Бах).

К расписанию авторских курсов